Имя жены в постановке виктюка. “Служанки” Романа Виктюка отмечают юбилей. Как купить билеты на спектакль

Спектакль известного театрального режиссера Романа Григорьевича Виктюка «Служанки» поставлен по произведению французского писателя Жана Жене, к чьему творчеству с уважением относился сам Жан-Поль Сартр и другие интеллектуалы.

На страницах своих книг Жене не боялся беседовать с читателями о различных щекотливых темах, связанных с социумом, политикой и моралью. Его главные герои - воры, проститутки, сутенеры, убийцы и прочие падшие личности. Известность на постсоветском пространстве произведения Жене получили именно благодаря нашумевшим постановкам Романа Виктюка.

О спектакле

Спектакль «Служанки» эпатажный и даже шокирующий, поэтому к его просмотру стоит подготовиться. Казалось бы, обычная история про французских служанок. Но что видит зритель? Мужчины играют женщин, японский грим, пластика эпохи модерн - все это очень сложно соединить и понять.

Две служанки-плебейки Клер и Соланж сходят с ума от зависти к красоте и богатству своей эксцентричной хозяйки. Решив отомстить ей за все собственные беды, они тайно доносят на любовника Мадам Месье в полицию, и он попадает в тюрьму. Неожиданный выход Месье на свободу грозит скорым разоблачением, служанки пытаются отравить хозяйку, но в итоге умирает одна из прислуги.

Премьера спектакля «Служанки» состоялась в далеком 1988 году на сцене театра «Сатирикон» спустя 41 год после выхода самой пьесы, и имела грандиозный успех. Режиссер Роман Виктюк стал создателем нового течения в театральном искусстве и кумиром представителей высшего общества.

В 2019 «Служанки» в очередной раз будут показаны на большой сцене и соберут ценителей творчества Виктюка и Жене и всех, кто ищет в современном искусстве сюжеты, действительно заставляющие задуматься.

Творческая группа

В спектакле играют заслуженный артист Российской Федерации Дмитрий Бозин, Александр Солдаткин, Алексей Нестеренко, Иван Никульча. Молодые и талантливые актеры передали своим героям неповторимый почерк.

Кроме спектакля «Служанки» в театре Романа Виктюка можно посмотреть такие постановки, как «Саломея», «Сергей и Айседора», «Мандельштам», «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» и другие. Над каждым из них работает целая команда талантливых режиссеров и актеров, за долгое время привыкших целиком отдаваться своему делу.

Со спектаклями «Служанки», «Мастер и Маргарита», «Саломея», «Сергей и Айседора» театр с успехом гастролирует по России и западной Европе.

Как купить билеты на спектакль?

Купить билеты на спектакль «Служанки» можно в нашем агентстве, которое остается одним из лидеров на билетном рынке с 2006 года благодаря удобству и грамотности обслуживания. Вот всего лишь несколько наших преимуществ:

  • возможна покупка билетов онлайн или по телефону.
  • по Москве и Санкт-Петербургу действует бесплатная доставка.
  • билеты можно оплачивать любым удобным способом: наличными, картой и банковским переводом.
  • наши вежливые и отзывчивые менеджеры всегда готовы подобрать для вас хорошие места и ответить на все вопросы.

Но даже это еще не все причины, по которым купить билеты на «Служанки» стоит именно в нашем агентстве. Если вам удастся собрать компанию из 10 и больше таких же любителей театрального искусства как и вы, то всех порадует большая скидка.

До сих пор спектакль «Служанки» собирает полные залы поклонников в России и за рубежом. Это настоящий долгожитель сцены, ведь тема загадочности человеческой души вечна и всегда привлекательна. Обязательно приходите на этот замечательный спектакль и получите истинное эстетическое удовольствие!

Тут подарили билеты на спектакль театра Виктюка «Служанки». Когда-то в 1988 году он шел в театре «Сатирикон», а одну из ролей играл Константин Райкин. Тогда на спектаклю было не попасть, и он считался очень острым, скандальным.

Изюминка была в том, что женские роли исполняли мужчины.

С тех пор спектакль не сходит со сцены. Как-то его и по телевизору показывали, но я не смотрела, хотя в целом представление имела.

Жан Жане – необычный автор. Я думала, что он рано умер, но, оказывается, он прожил 76 лет – это немало для такого человека. Жан Жене в молодости не раз сидел в тюрьмах за воровство, он был геем. В тюрьме он начал писать. Его первый роман «Богоматерь цветов» понравился представителям интеллектуальной элиты Франции: Сартру, Кокто, Анри Жиду, издателю Жану Декарнену, который был любовником Жене.
Жане писал о преступниках, о проститутках, о геях.
Пьеса «Служанки» - одно из ранних произведений автора – написана в 1947 году. Можно сказать, что она отчасти основана на реальных событиях: примерно в эти годы случилось громкое убийство – сестры-служанки убили своих хозяев.

Когда Виктюк ставил «Служанок», он руководствовался пожеланиями Жане: тот хотел, чтобы все роли исполняли мужчины, чтобы актеры играли коряво, отдельные слова произносили неправильно. Все это реализовано в спектакле, но главный упор сделан не на текст, а на пластические движения, на костюмы.

Сюжет, если отрешиться от всевозможных толкований, прост. Две сестры-служанки, Клер и Соланж, задумали убить свою хозяйку. Мотивом задуманного преступления является как личная неприязнь, так и желание получить небольшое наследство.
Они придумывают следующую комбинацию: пишут донос на любовника хозяйки, того сажают в тюрьму, а они кладут в липовый отвар (Жане настаивал, чтобы это слово произносилось с ошибкой, и у нас актеры старательно говорят "липЫвый), который Мадам принимать перед сном, 10 таблеток снотворного. Она умрет, а все подумают, что это – самоубийство: Мадам так переживала из-за бед, постигших месье, что покончила с собой.

Но дело срывается, потому что Месье освободили, о чем он сообщает по телефону и просит передать Мадам, что ждет ее там-то и тогда-то. Сестры пытаются скрыть от Мадам этот факт и настойчиво предлагают ей выпить липового отвара, но она отказывается и обнаруживает, что трубка телефона снята. Кто звонил? Приходится сказать про то, что Месье на свободе и ждет Мадам.

Она уходит. Сестры понимают, что преступление не состоялось, а Мадам и Месье догадаются, кто написал донос, и выгонят их с позором вон, если не сделают что похуже. Им остается только бежать, но они не хотят нищенствовать после того, как мысленно уже поделили деньги мадам и представили себе хорошую жизнь. Клер сама выпивает отраву, а Соланж собирается объявить, что это она ее убила. Она готова идти на каторгу.

Даже в кратком пересказе концы не сходятся с концами. Чем Мадам и Месье могли так уж навредить сестрам? Ну, выгнали бы их – так неужели они не нашли бы другой работы, пусть даже и в другом городе? Не хотелось начинать сначала? Зачем Соланж было идти на каторгу, если ее сестра покончила с собой?

Но в самой пьесе рациональности и логики еще меньше. Вернее, логика есть, но это логика чувства.

Сестер терзают очень сильные эмоции. Они ненавидят Мадам, но одновременно ею восхищаются. Мадам кажется им самим совершенством, и они ей яростно завидуют. Они сами хотели бы быть такими, как мадам. Служанки служат Мадам не за страх, а за совесть, но при этом им кажется, что мадам не считает их за людей, а если и любит, то как свою домашнюю утварь. Им кажется, что Мадам презирает их, гнушается ими, потому что она так прекрасна, а они такие обычные и даже грубые.

То есть, мы видим поглощение более сильной личностью более слабых. Служанки – добровольные рабыни Мадам, а она не понимает, что занимает в их жизни столько места.

Они могут избавиться от своей зависимости только убив Мадам.

Служанки ничего не прощают Мадам – ни одного замечания, ни одного небрежного замечания. Например, их бесит, что она зовет их девочками. Какие они ей девочки? Она их моложе. Или Мадам говорит, что ей неприятны кухонные запахи, а они целые дни проводят на кухне. Что же, они настолько ее хуже? Или Мадам их путает - как можно за столько времени не научиться различать не слишком уж и похожих сестер?

Можно ли из-за таких пустяков возненавидеть человека? Жане считает, что можно, и, наверное, он прав.

Служанки до того подвинуты на своих чувствах к хозяйке, что когда ее нет, разыгрывают целые представления. Одна изображает Мадам, а другая служанку. Игра заключается в том, что хозяйка делает все больше провокационных замечаний, оскорбляющих служанку, а та начинает отругиваться (в реальности они, конечно, ничего не смеют ответить). Заканчиваться игра должна убийством Мадам, но они никогда не успевают дойти до этого места, так как время их нахождения в спальне Мадам, где происходит все действие, ограничено.

Эта игра стала для них настоящим ритуалом, и мы застаем их тогда, когда ритуал должен был претвориться в действительность, но все сорвалось. А ведь столько готовились! Есть от чего впасть в отчаянье.

Самоубийство одной служанки и каторга для другой – другой путь для избавления от этой ненормальной ненависти-обожания, от потери своего «я» и растворения в служении Мадам. Самоубийство – это самостоятельный поступок.

Как все это реализовано у Виктюка? Служанок и Мадам играют красивые мужчины с прекрасной мускулатурой. В спектакле есть персонаж без слов, которого нет у Жане – это Месье, о котором столько говорят. Он прогуливается 2 раз за спектакль в проходе между рядами.

Жесты, движения важнее слов. Например, чтобы показать коварство служанок, актеры ползают по полу, подражая змеям.

Также «играют» предметы одежды – великолепное красное платье, которое служанки тайком надевают, когда хозяйки нет дома; меховое манто.

Месье (Иван Никульча) и Мадам (Алексей Нестеренко) – оба высокие, служанки (Соланж - Дмитрий Бозин и Клер – Алексанр Солдаткин - пониже, более коренастые. Служанки носят юбки.

Сцена оформлена балетными станками – есть возможность исполнять всевозможные движения. Одновременно сцена похожа на ринг.
В спектакле используется музыкальное сопровождение на основе мелодий французской эстрады, в основном, под песни Далиды и мелодии Легрена.

Вначале зритель видит ритуал – Клер и Соланж играют в дерзкую служанку и госпожу. Те, кто ничего не знают о пьесе, могут думать, что так оно и есть, пока сестры не начинают в спешке прибираться.

Надо сказать, что по задумке Жане реплики должны произноситься однотонными голосами. Для зрителя это несколько утомительно.

Потом появляется Мадам. Актер наряжен в струящееся белое платье с боа. Он так движется и так использует детали платья, что кажется неземным существом. Становится понятным, за что служанки ее так обожают и ненавидят.

Интересно, что Мадам уверена, что служанки ее очень любят. Действительно, они каждый день покупают для нее цветы, и комната завалена цветами.
В 2 счета она разбивает все их планы и уходит встречаться с месье.
Клер попадает под обаяние госпожи - она произносит монолог о доброте хозяйки:
«Ах, как Мадам добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна! А мы, благодарные, каждый вечер на своем чердаке молимся за нее, как Мадам велела.
Мы никогда не повышаем голоса и даже не осмеливаемся называть друг друга на ты в ее присутствии. Так Мадам убивает нас своей нежностью! Своей добротой
она отравляет нас. Потому что она добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна!
Каждое воскресенье она позволяет нам пользоваться своей ванной. Иногда она дает нам карамельки, заваливает нас увядшими цветами. Мадам готовит нам питье. Мадам рассказывает нам о Мсье, вызывая нашу зависть. Ведь Мадам добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна!».

Но, увы. Больше Клер и Соланж не смогут находиться в доме Мадам.

Но на этом спектакль не кончается! Следует еще получасовой концерт из отдельных танцевальных номеров.
В них участвует и Месье: неожиданно он появляется в пышном платье и исполняет зажигательный танец. А Мадам танцует у шеста.

А вот так это выглядело в 1992 году, с первым составом актеров

Для чего нужен такой финал? Он добавляет ощущение праздника нездешней жизни – нашей бывшей тоски по загранице. Ах, как красиво они страдают!
Мы посмотрели пьесу про несправедливость жизни - одни красивые и богатые, а другие бедные и корявые - но это там, за бугром, а теперь, давайте, посмотрим на их кабаре!

Не забывайте, что спектакль поставлен в самый разгар Перестройки, а Виктюк – человек, родившийся в 1936 году. Французские фильмы, музыка очень много значили для людей того поколения.
Кстати, а не похоже ли наше отношение к Западу на отношение служанок к Мадам?

Возможно, я и неправильно трактую мотивы маэстро. Но "Служанки" - это спектакль-кормилец. Артисты объездили с ним всю страну, были и за границей.
Как бы то ни было, этот небольшой концерт повышает настроение, и я знаю людей, которые ходят смотреть "Служанок" по 4-5 раз!

Каждый жест, каждая реплика отработаны, спектакль производит впечатление совершенного действия.

Я была на спектакле вместе с мамой. Маме очень понравилось. Моя мама - с 1934 года, они с Виктюком - люди одного поколения. Возможно, молодежи спектакль покажется устаревшим, но для людей, выросших в СССР, он все еще интересен.

Что касается гомосексуальных мотивов, гендерных проблем, то, возможно, они тоже есть в спектакле, но я их не заметила.

Есть ли постановки, которые заставляют с первых секунд сердце биться быстрее, а мурашки бежать по спине? Не знаете? Так вот, это тот самый случай.

«Самый необыкновенный пример превращения бытия в иллюзию, воображения в реальность- это пьеса Жене «Служанки». В театральном спектакле Жене привлекают фальшь, подделка, искусственность…».

Так написал Жан-Поль Сартр о произведении своего друга. И был прав.

Скандальный, ни на что не похожий спектакль «», в постановке , пережил три редакции и в этом году празднует свое 30-летие, но до сих пор будоражит умы и воображение зрителей.

Пьеса «Служанки» была написана в 1947 году знаменитым французским писателем.

Творчество и биография которого вызывает споры по сей день. Главными героями произведений этого бунтаря-неформала были убийцы, воры, сутенеры, проститутки и другие обитатели дна. Вот и здесь мы попадаем в мир служанок, которые любят и ненавидят свою Госпожу одновременно. «Вы отвратительны, моя красавица» говорит Соланж сестре во время их игр.

В премьера третьей редакции «Служанок» состоялась 28 октября 2006 года. Причем режиссером постановки выступает Александр Зуев, имеющий опыт участия в спектакле с самого его рождения. Это драма в одном действии, продолжительностью 2,5 часа. Так называемый «театральный ритуал» - когда представление не в привычном для нас понимании для зрителей, а только для актеров. Где они жрецы, а мы лишь присутствуем при ритуале, как в храме.

Как и завещал все роли в «Служанках» исполняют мужчины. Прекрасный квартет (Соланж), (Клер), (Мадам), Ивана Никульча (Месье) поражает своей органичностью. Там, где заканчиваются движения и пластика одного, тут же начинается роль другого.

Опускаются жалюзи на окна, и мы оказываемся в гостиной Мадам. Вокруг зеркала причудливых мягких форм, кресло-качалка, цветы и хореографический станок, изогнутый дугой. Это единственное, что отделяет нас от актеров. Стоящие и рассаженные по бокам сцены куклы в человеческий рост, создают ощущение присутствия посторонних людей.

Перед нами появляются необычайной красоты мужчины, голые по пояс с идеальными телами, и мы попадаем в волшебный мир . Под мелодии знаменитой французской певицы Далиды актеры танцуют. Да это не просто танец! Это завораживающие движения. Яркие, раскрепощенные, сексуальные юноши двигаются как боги! Мы видим их потные тела, слышим дыхание. Как и хотел Жан Жене, «костюмы будут сделаны не для того, чтобы одеть актеров; сценические костюмы – средство устроить парад, во всех смыслах этого слова», художник по костюмам Алена Коженкова одевает героев в развевающиеся юбки. Никаких полутонов. Это или кроваво красный или черный и, конечно, белый цвет специально для Мадам. Если это платье - то оно из алого бархата, если меха- то это роскошная шуба из соболя.

Соланж и Клер сестры-служанки. В отсутствие хозяйки они любят наряжаться в одежды своей госпожи, краситься ее пудрой, пародировать ее манеру говорить и разыгрывать сцены с участием Мадам. Анонимными письмами служанки донесли на любовника Госпожи, но внезапно его отпустили.… Теперь их обман может раскрыться, и девушки принимают решение убить хозяйку, добавив яд в липовый отвар. В итоге, гибнет Клер, принявшая яд, вместо Мадам.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Своей игрой актеры погружают нас в другую реальность, где уже не важно мужчина ты или женщина, госпожа или служанка. Особая манера речи, растянутые слова, ощущение, что мы слышим дыхание актеров, пронзительная музыка, пластические номера- все это оказывает гипнотическое воздействие на зрителя. Мы очнемся после спектакля, будто вынырнем из воды после долгого погружения и поймем, что можем спокойно дышать на поверхности, но никогда не забудем, что видели там.

Зрители чувствуют, что спектакль далеко не о взаимоотношении служанок и господ, это о каждом из нас. О наших душах, которые Виктюк и его команда обнажают в этой постановке. О низменных мыслях и вместе с тем высоких мечтах. О том, что может никогда не случится в наших жизнях. О животном начале человека.

Идеально подобранная музыка, чарующий голос Далиды, Реквием Джузеппе Верди, разлетающиеся костюмы, удивительная пластика и, конечно, бесподобная игра актеров, создают незабываемый театральный ритуал, свидетелями и участниками которого становятся зрители…

Если под сильным впечатлением вы не сможете сразу покинуть театр, то можно дождаться, когда выйдут из гримерки актеры и взять автограф. В фойе всегда стоит толпа, которая ждет уже полюбившихся служанок.

Как писал сам , «раз мы противопоставляем жизнь и сцену, значит предчувствуем, что сцена соседствует со смертью и любые вольности в ней допустимы».

Жан Жене (1910–1986) – enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала ужаснул, а затем восхитил Жана Кокто, который открыл Жене дорогу во французский литературный мир. В основе пьесы «Служанки» (1947) лежат проходящие через все творчество писателя темы индивидуальной свободы, вступающей в конфликт с социумом и отвергающей его условности, любви и преступления, красоты и низости. Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон» спектакль «Служанки» принес Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положил начало стилю, который позже стал именоваться victyuk style – утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене.Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока годности, а сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство. Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину. По степени магнетического воздействия на публику, сценографической выверенности и художественному совершенству «Служанки» – один из лучших образцов виктюковской игровой эстетики и своеобразный манифест его театрального метода. Спектакль представляет собой мощно заряженный синтез драмы, хореографии и музыки, в котором каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация работают на многократное усиление выразительности образа. Сложный грим актеров, отсылающий к исполнителям театра кабуки, и подчеркивающие особую пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку.Информацию о предстоящих спектаклях можно посмотреть здесь.