Индийская вышивка. Вышивка — зеркало индийской культуры: техника, мотивы и сюжеты. Вышивка в Индии

Индийская вышивка – это вид традиционного для этой страны ремесла и ее национальное достояние. Узоры, продуманные давным-давно древними мастерами, сегодня очень узнаваемы по всему миру. В этом материале вы узнаете о самых популярных техниках индийской вышивки, об интересных орнаментах и сюжетах.

Немного истории

Вид искусства вышивка упоминается в ведической литературе V в. до н.э. Созданные вручную из ниток и украшений элементы декорировали древнюю одежду, подчеркивая ее богатство. Примечательно, что в вышивках и ее сюжетах воплощена самая что ни на есть история Индии. В этой стране до сих пор ассимилируются новые понятия и навыки в базовые ценности и фундаментальные основы, в том числе и в вышивку. Ее уникальность заключается в великолепии узоров, нанесенных на ткань в самых разных оттенках. Кстати, изделия с вышивкой здесь считаются традиционным подарком. Во многих регионах Индии принято оформлять таким образом свадебное платье и приданое невесты, которое она будет носить в новом доме. Техник вышивания огромное множество, но мы расскажем о наиболее популярных из них.

Шиша. Маленькое зеркало

Если говорить о визуальном самовыражении страны, индийская вышивка шиша является как раз таким базовым элементом. В переводе с хинди название техники звучит как «маленькое зеркало», а работа над созданием элементов ведется как раз с использованием круглых зеркал. Когда зародился этот прием, никто уже не скажет, но еще в XVII веке эта разновидность вышивки активно популяризировалась. Считается, что такими вышитыми элементами обычные люди стремились подражать богатым, ведь в Индии издревле любят золото, яркие и избыточные украшения. Но дорогую одежду позволить себе могли далеко не все. Поэтому в ход шли золотые нитки для вышивания, стекло, слюда и другие украшения.

О технике шиша

Шиша является классической индийской вышивкой с зеркалами, которая популярна еще в Пакистане, Афганистане. Как уже было отмечено, простой люд очень хотел выглядеть богато, но золота у них не было. В ход шли зеркала, которые разбивались на маленькие кусочки. Их края аккуратно обрабатывали, красили серебрянкой, а затем аккуратно нашивали на одежду. Считалось, что такая индийская вышивка способна защитить от злых духов и косых взглядов. В современной традиции маленькие осколки зеркал заменяются блестками, пайетками, которые также стоят совсем недорого.

Вышивка ведется с использованием шелковых, хлопковых, шерстяных тканей, которые имеют плотную структуру переплетения нитей. Нитки можно брать любые, но самое главное – сначала стоить попробовать свои силы на лоскуте. Этапы работы следующие:

  1. Сначала нужно обработать края декоративных зеркал, а затем начать их крепление к ткани. Для удобства можно сначала приклеить кусочки декора на двухсторонний скотч.
  2. Обшивка зеркал выполняется обычными стежками, чтобы получилась перпендикулярная решетка.
  3. Затем начинается создание узора с выполнением обметочного шва и с захватом нитей, которые уже есть на зеркале.

В качестве заготовок можно использовать старые диски, металлизированный картон – все, что блестит и отражает свет.

Зардози

Самая шикарная вышивка создается с помощью золотой нити. Время расцвета этой техники пришлось на эпоху Великих Моголов, когда вышитыми элементами украшалась не только одежда, но и покои императора, покрывала для коней и слонов. Кроме золотых нитей, сегодня в этой технике используются металлические нити. Главное – выбрать дорогую ткань: шелк, вельвет, парчу. Удивительно, но занимаются этой работой в основном мужчины.

Вышивка зардози широко используется при оформлении местных свадебных нарядов. Так, самые дорогие сари на это торжество создаются на шелковых тканях золотыми нитями, причем весь процесс выполняется исключительно вручную. С помощью таких элементов выполняется отделка покрывал, подушек, занавесей, скатертей, сумок и даже туфель.

Техника зардози

Вышивка золотом начинается с создания рисунка на кальке. Он пришивается непосредственно на ткань с четким обозначением контура изображения, а затем начинается его оформление. Высшим пилотажем считается дополнение вышитых элементов драгоценными камнями. Особенность техники в том, что чаще всего используются именно растительные мотивы. Считается, что их создание вдохновлено сюжетными формами, которыми радует природа Индии. Нанесение вышивки выполняется специальным крючком, что не очень просто и требует обучения. Популярным узором в этой технике является индийский огурец, который сегодня часто используется дизайнерами ведущих мировых брендов.

Мало кто знает, но самым известным мастером, работающим по технике зардози, был Шамасуддин из Агры. Вышитые им картины являются самыми тяжелыми художественными вышивками в мире, так как их вес более 200 кг! Такой вес объясняется украшением готовых изделий самоцветами. Примечательно, что многие шейхи из Саудовской Аравии были готовы заплатить немалые деньги, чтобы заполучить такое произведение искусства. Но Шамасуддин был непреклонен и свои картины не продавал ни за какие деньги.

Кантха

Данная техника широко применяется в случаях, когда нужно сшить вместе несколько слоев сари. Изначально орнамент на них выполнялся старыми нитками и использовался не только для украшения, но и для более прочного крепления материалов между собой. В зависимости от количества слоев индийская вышивка кантха могла выполняться как на зимних одеялах, так и на маленьких молитвенных ковриках. Примечательно, но создаваемые этим способом изделия никогда не продавались, чаще всего они делались для личного пользования или в качестве подарка. Традиционные цветовые решения простые – от синего и коричневого до красного и зеленого.

Как выполняется кантха?

Техника предполагает нанесение на поверхность мелким ручным стежком вперед иголкой различных узоров – решеток, волн, зигзагов. Сам рисунок получается рифленым и рельефным. Техника очень трудоемкая, поэтому на изготовление одной вещи могло потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет. В современной традиции стежки часто дополняют специальные стразы для вышивки, которые придают изделиям индивидуальный вид. В качестве украшений используются и ракушки, пуговицы, маленькие зеркальца, аппликации.

Чиканкари

Не самой характерной для Индии является вышивка чиканкари. Ее особенность – в максимальной простоте и отсутствии красочных узоров или золотых нитей. По сути, это орнамент белыми нитками на белом полотне. Индийская вышивка чиканкари украшает традиционные местные наряды Kurtas Chikan – длинные белые рубахи, которые каждый турист считают честью для себя приобрести как сувенир. Для нанесения узоров используется петельный стежок и шов вперед иголкой. Нитки для этой техники выбираются на основе хлопка, а сама вышивка наносится не только на одежду, но и на постельное белье, скатерти.

О технике чиканкари

Перед выполнением вышивки создается дизайн с учетом типа ткани. Стежки подбираются уже под рисунок, выбранный для конкретного изделия. Узор обязательно вырезается на деревянной заготовке или наносится вручную. После подготовки формы выполняется печать узора на ткани, причем все краски легко смываются с нее. Уже после этого рисунок обшивается по узору разными видами стежков. Как только вышивка закончена, ткань стирают, отбеливают, обрабатывают кислотой и гладят.

Популярные узоры и мотивы

Мы рассказали о самых востребованных техниках индийской вышивки. Важную роль и определенную духовную ценность играют и выбранные узоры и мотивы, которые для каждого региона могут быть своими. Даже самый простой рисунок, например, огурец имеет свой смысл, создаваясь из множества отдельных элементов и помогая сделать узор единым и гармоничным. Кстати, пейсли является самым известным индийским орнаментом, история которого начинается еще в древнем государстве Сасанидов.

Какой истинный смысл имеет данный рисунок, никто точно не скажет. По преданиям, узор огурец напоминает языки пламени, которые являются олицетворением жизни человека. С другой стороны, пейсли говорит о развитии, динамичности, энергии, поэтому часто используется как декор нарядов для молодоженов Индии. Примечательно, что сегодня этот принт популярен далеко за пределами Индии. Многие дизайнеры используют его при создании модных коллекций. Кроме того, узор огурец часто применяется для росписи посуды или оформления интерьера, выдержанного в восточном стиле.

Растительные орнаменты

Индия – страна, которая привлекает волшебностью и экзотичностью. Но это еще и многоконфессиональная страна, что выражается и в народном творчестве. Основой основ среди декора являются растительные и цветочные орнаменты, которыми украшаются сари. В Индии запрещено изображение лика Аллаха, людей, животных, поэтому чаще всего выбираются рисунки на растительную тематику. Самый популярный мотив – лотос, который почитается в этой стране и считается священным. Он выступает символом творческого начала, мудрости, гармонии. Часто выбираются и узоры манго, граната, гвоздики, кипариса. Что бы ни использовали индийские мастера для создания вышивок, каждая из них получается самым настоящим произведением искусства.

Геометрия

Геометрические узоры также пользуются популярностью среди орнаментов в Индии, причем каждая фигура имеет свое значение. Так, звезда является символом божественности и надежности, квадрат говорит о стабильности и честности, восьмиугольник – о надежности и защищенности. Множество вариаций у круга, которые символизируют целостность и развитие жизни.

Символика цвета

Индийская вышивка – это целое искусство, которое требует не только мастерства, но и грамотного подбора материалов, ниток, рисунков. Этот вид ремесла всегда был одним из наиболее доступных, поэтому им могли заниматься даже бедняки. Каких-то единых правил в вышивании также не было, поэтому местные мастерицы могли дать волю фантазии и создавать уникальные узоры. Примечательно, что в индийских костюмах преобладают оттенки красного, желтого, зеленого, розового цветов, каждый из которых имеет свою символику:

  • красный показывает чувственность и чистоту, поэтому выбирается для оформления свадебных нарядов;
  • желтый символизирует разум, силу мысли;
  • синий подчеркивает мужественность;
  • зеленый выступает символом плодородия и перерождения.

Каждая мастерица в Индии уделяет большое внимание правильности подбора цвета ниток с учетом назначения наряда или изделия, его символичности. В этой стране важную роль играет гармония, которая выражается во всем. И готовое изделия, кроме красивого внешнего вида, должно быть сбалансированным по цвету и форме, а главное — нести в себе определенный смысл, символику.

Вышивка в современной моде

Модные дома всего мира все чаще возвращаются к старинным традициям, воплощая в своих коллекциях самые необычные тенденции. Так, техники индийской вышивки используются дизайнерами для декора свадебных нарядов, а также остальной одежды, причем как отдельно, так и в комбинации с другими видами данного рукоделия. Благодаря этому наряды получаются по-настоящему колоритными, яркими, аутентичными.

Отдельного внимания заслуживает индийский огурец, который пережил ряд метаморфоз, но все равно остался одним из самых узнаваемых принтов. Он используется многими марками мира на самых разных видах одежды. Сегодня для создания изделий в стиле индийской вышивки используются самые простые материалы, которые могут себе позволить мастера. Однако наиболее ценными считаются вышитые золотыми или серебряными нитями изделия на парче, шелке или бархате, особенно если они дополнительно декорируются драгоценными камнями.

Интересно, какие картины появляются в вашем воображении, когда вы слышите слово "Индия"? Слоны, джунгли, священные коровы, сари, сокровища Агры, Тадж-Махал.... И все это вместе составляет удивительный красочный калейдоскоп.

Культура Индии испытала на себе влияние традиций самых разных народов и завоевателей, сменявших друг друга. В мире найдется не так много стран, которые смогли сберечь свою самобытность, традиции и богатейшее культурное наследие. Помните времена, когда индийские фильмы можно было увидеть только в кинотеатрах? Хотелось научиться петь и танцевать, как индийские актеры, а еще мечталось о таких же удивительных костюмах и украшениях. Сегодня нам не нужно ехать за три моря и проводить в путешествии месяцы, а то и годы, чтобы приблизиться к этой удивительной стране и ее культуре. Можно купить туристическую путевку, увидеть собственными глазами эту страну пряностей, а можно и не делать этого, и тем не менее, соприкасаться с индискими чудесами когда душа запросит. Кстати, для этого совсем не обязательно уезжать из дома. Не верите? А зря.

Если освоить несколько стилей индийской вышивки, что вполне вам по силам, Индия может навсегда подружиться с вашим домом и с вами.

Вышивальные индийские традиции удивительно богаты, что позволит вам найти себе дело по душе. Остается только разобраться в стилях и техниках. Начнем?

Кантха – своеобразный секонд-хенд. Всем известно, что самой популярной женской одеждой в Индии является сари. И конечно, климат и условия жизни подразумевают наличие своеобразных коллекций сари на все случаи жизни. Понятно, что рано или поздно наряды эти теряют свою былую свежесть и привлекательность, но поскольку сари - прямоугольник длиной в несколько метров, понятно, что выбросить такое богатство рука не поднимется. Самый лучший вариант утилизации - использовать старые сари для чего-нибудь еще. Кантха - настоящий гимн бережливости и умениям индийских женщин. Старые сари сшиваются друг с другом, образовывая некое подобие стежки. Получаются замечательные покрывала, накидки, чехлы для подушек, коврики и одеяла. Даже нитки для прошивки не покупаются, а выдергиваются также из старых ненужных сари. Индийские модельеры используют эту технику в своих коллекциях и надо сказать, курточки и пиджачки, выполненные в такой технике, способны внести особую изюминку в ваш гардероб.

Еще один вид традиционной индийской вышивки, называется чинкари. Для вышивки используют самые тонкие хлопковые и шелковые ткани - муслин, батист, шифон. Чаще всего вышивка белым на белом фоне со множеством цветочных элементов. Считается, что появилась эта вышивка благодаря жене императора Джахангира. Эта женщина умела вышивать цветы так, что у нее появились последователи. Впрочем, так до конца и не выяснено, из какой страны чинкари перекочевала в Индию. Цветы лотос и жасмина, розы и манго, ветки лиан - вот, основные мотивы этой вышивки.

Еще одна техника, о которой стоит рассказать, называется "шиша". Основная отличительная особенность - использование зеркал или слюдяных пластинок, отражающих солнечный свет. Эти зеркальные элементы обшиваются шелком, золотыми и серебряными нитями. Ткань, расшитая таким образом, выглядит так, как-будто бы ее расшили драгоценными камнями. Есть в этом что-то цыганское, но ведь, красоты не может быть много... В такой технике обычно расшивают одежду, сумки и кошельки, но не менее интересно будут выглядеть панно или ширмы. По-моему, стоит попробовать.

Самой известным стилем в индийской вышивке по праву считают - зардози. Эта вышивка самая богатая как по части материалов, используемых в работе, так и в плане разнообразия узоров. Золотые и серебряные нити, канитель, тонкая проволока, свернутая в пружинки, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, бархат, атлас, шелк - вот, ваш арсенал вышивальщика-зардози.

Зардози используют для украшения одежды, обуви, деталей интерьера, упряжи для слонов. В свое время, мне повезло оказаться в Ташкенте. Город удивительный и колоритный. Понятно, что не обошлось без похода по самым популярным торговым точкам, среди которых особо выделялся магазин "Ганг". У меня тогда глаза разбегались от индийского изобилия, никак не могла остановиться на чем-то одном. Хотелось все и сразу, но все же остановилась на подарке для мамы - вышитом бархатном чехле для очков. Это сегодня я знаю, что вышит он был в технике "зардози", а в те времена, об этом даже не слыхали. Надо ли говорить, что этот очечник до сих пор жив и здоров, и мама не собирается с ним расставаться ни за какие сокровища?

Чтобы вам было легче осваивать индийскую вышивку, предлагаем воспользоваться материалами из нашей подборки:

Желаю вам, творить с удовольствием!

Вышивка Кантха (Kantha), ее еще называют Lepkantha или Sujhi Kantha, очень популярна в Западной Бенгалии и Бангладеше. Пожалуй, это самый распространенный вид вышивки среди сельских женщин. Эта вышивка интересна тем, что каждая женщина вышивает так, как посчитает нужным. Своего рода арт-ремесло, сделанное спонтанно вышивальщицей, где нет особых правил. Это направление, которое практиковали женщины разных классов - как жены богатых помещиков вышивали собственные сложные узоры на одеяле в свое свободное время, так и сельские женщины делали бережно вышитые покрывала равные по красоте и мастерству.

Кантха на санскрите означает тряпки. Данный вид вышивки по праву можно назвать искусством переработки.

Она изначально была сделана вручную методом сшивания нескольких слоев старых и использованных сари или тонкого хлопка. Если на одежде присутствует вышивка Кантха (Kantha), то ее можно называть кантха одеждой.

Читайте также про самую дорогую - Зардози.

Чем еще популярна Индия? Своими празднованиями. Узнайте, будет отмечать Индия 17 марта 2014 года.

Любите Историю? Тогда вам будет интересно почитать о том, в Древней Индии.

Данная вышивка используется не только в одежде, но и применяется в различных других текстильных предметах обихода, таких например, как одеяло, подушки, сумки, покрывала, крышечки для шкатулочек, салфетки для покрытия книг, кошельки, бумажники и т. д.

Вышивка представляет собой ткань, покрытую проточными стежками. Так же используется узор в виде красивых мотивов цветов, животных, птиц, геометрических форм, мифологических сюжетов и сцен повседневной деятельности. Такие швы дают эффект волнистости, морщинистости. Нити и слои ткани для вышивки Кантха извлекаются из старых одежд. Традиционные цвета: синий, зеленый, желтый, красный и черный . Из тканей, предпочтительно, используют хлопок и шелк.

Сейчас вышивку Кантха (Kantha) в основном используют для создания простых одеял.


Швы, используемые в вышивке Кантха:

  • шов «вперед иголку»;
  • «штопольный шов»;
  • гладь;
  • стебельчатый шов;
  • петельный шов.

Также используются швы для выделения определенных фрагментов.

Женщины старательно вышивают стилем Кантха еще и сегодня, во время досуга . Эти Кантхи богато украшены. Старые и богато украшенные Кантха теперь стали коллекционироваться. Примечательно еще и то, что вышивка Кантха стала основной отраслью народного искусства Бенгалии и делается на все виды платьев от дизайнера сари Kurtas.

Данный вид искусства не ограничивается популярностью только в Индии. Вышивка Кантха завоевала свое место в международном сообществе среди дизайнеров.

Так например, Тарун Тахилиани, известный модельер Индии имеет несколько магазинов одежды в Лондоне, Париже, Санта-Фе и Вашингтоне.

Есть семь различных типов Kantha:

  • Archilata Kantha - это, как правило, чехлы для зеркал или туалетных принадлежностей. Небольшого размера, прямоугольной формы и с красочными различными мотивами.
  • Baiton Kantha - это, как правило, вышивка в форме квадрата, которая используется для покрытия книг и других подобных ценных вещей. Границы рисунка выглядят с несколькими сложным, красочным дизайном.
  • Durjani / Thalia - это тип Кантхи имеет толстую вышивку, которая образует лотос в середине. Встречается именно в форме прямоугольника и края изделия также сложены в прямоугольник для получения кошелька.
  • Lepa Kantha - эта кантха также в форме прямоугольника и имеет неровные, волнистые конструкции по всей площади, но с простой вышивкой.
  • Oaar Kantha - это, как правило, прямоугольные наволочки, которые имеют декоративные рамки сшитые вокруг углов и имеют простую конструкцию в середине.
  • Sujani Kantha - эта кантха декоративно сшитая и, как правило, используется в качестве одеяла по особым случаям.
  • Rumal Kantha - эта кантха используется в качестве абсорбента салфетки или пластикового покрытия. Она имеет декоративные границы и лотос, находящийся в центре.

Один из величайших мастеров индийской вышивки «зардози» («вышивка золотом») , вышивальщик в тринадцатом поколении и автор уникальной техники трехмерной вышивки Шейх Шамсуддин (Sheikh Shams Uddin, Padma Shri Shams, Shams) родился 7 сентября 1917 года в древней столице Великих Моголов городе Агра (Индия).

Наверное, стать знаменитым вышивальщиком Шамсуддину было предначертано самой судьбой. Во-первых, Агра, к моменту его рождения, вот уже около 300 лет была всемирно известным центром вышивки «зардози», а, во-вторых, он родился в семье знаменитого вышивальщика Late habib Buksh, прославившегося тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов Британской королевской семьи (коронационное платье для жены Эдуарда VII Королевы Александры в 1902 году и парадный костюм для Короля Георга V во время его посещения Дели в 1911 году) .

Именно в мастерской отца, мальчик шаг за шагом начал осваивать технику древнего искусства «золотого шитья», а став опытным мастером, создал свой собственный современный вариант старинной вышивки «зардози», и, доведя его до совершенства, превратил в настоящее искусство.

О секретах техники трехмерной вышивки , разработанной Шейхом Шамсуддином известно очень мало. «Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем... Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком» (Molly ). «Шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц» (ntv.ru ). Высота отдельных «участков» рельефных картин достигает 5 дюймов (12,7 см).

Кроме того, это самые тяжелые и дорогие вышивки в мире . Украшенные тысячами самоцветов и сотнями драгоценных камней, не говоря уже о километрах золотых, серебряных и шелковых нитей, эти картины весят более 200 килограмм и стояли бы десятки (а может быть и сотни) тысяч долларов, если бы их когда-либо решили продать.

Рекордсменом стоимости среди работ Шамсуддина стали его знаменитые «Шахматы», цена которых сопоставима, разве что, с ценой знаменитых . В 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсал предложил за них два миллиона восемьсот тысяч долларов (по другим данным 2,3 млн.) , но Шамсуддин, как и большинство самых обычных вышивальщиков и вышивальщиц, со своими работами расставаться не любил и шейху отказал.

С весом и ценой этих грандиозных вышивок может поспорить только время и труд, затраченные на их изготовление. Так, например, на создание тех же «Шахмат», мастер истратил 30 лет своей жизни, и это, кстати, отлично объясняет его отказ продать работу арабскому шейху.

Вообще, нежелание Шейха Шамсуддина расставаться со своими работами сыграло на руку не только всем поклонникам его искусства (иначе работы разлетелись бы по закрытым частным коллекциям) , но и ювелирному дому Kohinoor Jewellers , который при жизни мастера был его эксклюзивным поставщиком (драгоценные камни и нити) , а после смерти Шамсуддина (1999 год) открыл у себя галерею его работ (Shams Gallery).

«Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!» Доступ в галерею открыт для всех желающих (по предварительной записи и после тщательной проверки) и все, кто там побывал, говорят, что это незабываемое зрелище. Музей оснащен по последнему слову техники с климат-контролем, световыми эффектами и мобильными стенами, приходящими в движение с помощью пультов.

Устроители экспозиции не просто показывают неповторимые гобелены Шамсуддина, но устраивают целое шоу, которое многократно усиливает впечатление от увиденного.

Вот, например, как описывает это зрелище некоторые посетители: «Пройдя все контроли, мы очутились в кондиционированном холле, стены которого были увешаны трехмерной вышивкой. Рельеф на некоторых из них возвышался до 5 дюймов (12,7 см ).

Хранитель музея г-н Матур объяснил, что эта высота достигается не внутренним заполнением, а техникой, придуманной Падма Шри-Шамс. Объем наращивается за счет многократного прохождения хлопковой нитью, поверх которой вышивается тонкий шелковый слой.

Он также добавил, что все эти картины – работы учеников Шамсуддина, которые выставлены на продажу, а сейчас мы пройдем в отдельное помещение, где хранятся шедевры великого мастера. Их оберегают как зеницу ока, и не продают ни за какие деньги. Комната, в которую мы зашли, выглядела пустой, но г-н Матур нажал кнопку на пульте, и на одной из стен поднялся занавес. На стене в лучах света висел огромный персидский ковер вышитый драгоценными и полудрагоценными камнями (30000 карат).


Все замерли от восторга, но это было только начало шоу. Поднялась следующая штора, и мы увидели квадрат с шахматной доской в обрамлении картин дикой природы.



За следующими шторами скрывался удивительно яркий леопард с павлином в зубах,


сияющий белым мрамором Тадж-Махал


и выразительно рельефный Иисус с отарой овец («Добрый пастырь», 18 лет, 6570 дней, 2,52 на 1,91 м) .


Когда первое оцепенение прошло, мы попросили разрешение сфотографировать работы, и нам разрешили это сделать без вспышек» www.craigandstephsvacations.com

«Мы вошли в темную комнату, и вдруг луч света выхватил из темноты великолепный яркий букет в драгоценной вазе. Казалось, он висел в воздухе. Хранитель музея Ghanshyam Mathur рассказал, что это последняя работа мастера, которую он, уже практически слепой (потерял зрение в 1985 году), сделал в подарок к 50-летию своей жены. Букет был вышит гладью в несколько этапов. Каждый цветок вышивался отдельно, а потом все они были собраны в единую композицию. Размеры картины 2,27 м на 1,68 м, работа заняла 4170 дней, а общий вес драгоценных камней и золотой нити составляет 22000 карат.

Затем луч света переместился на другую, не менее прекрасную и масштабную картину, изображавшую схватку двух бойцовых петухов, на которой мастер трудился 1475 дней,

потом на ягура с павлином в зубах («Ягуар», 620 дней, 10000 карат, 2,72 на 1,93 м) .

Потом мы посмотрели все представленные работы. Их было около 20-ти, и все они изображали сцены дикой природы. Например, охотившегося на куропаток гепарда или настигшего африканскую зебру льва, гуляющих павлинов или сидящих на ветках попугаев. Все было сделано с высочайшим талантом, отличалось сочностью красок и точностью изображения. Ghanshyam Mathur объяснил, что благодаря фокусировке луча света только на одной работе, достигается максимальный драматический эффект. И мы не могли с ним не согласиться» (www.taipeitimes.com ).


Работа учеников, стоимость 600$-800$
Такой вид рукоделия, как вышивка, появился в Индии еще в давние времена. О ней упоминается в ведической литературе, которая датируется 5 веком до нашей эры. Вся история индии отражается в вышивке, найденной на древних руинах или изображенной на старинных фресках. Вышивка пользуется невероятной популярностью у индийцев и сегодня. Даже в самых отдаленных областях Индии жители увлекаются вышиванием, создавая великолепные узоры с великим множеством ярких оттенков. Отличительная особенность индийской вышивки – использование красителей исключительно растительного происхождения.
В качестве основных приемов в вышивке индийцы пользуются петлицами или обметочным швом, сметочным стежком, вышивкой крестиком и гладью, тамбурным швом. Используются также разные техники вышивания. К примеру, для получения «зеркального изображения» применяется вышивка через ткань или по ее поверхности. Различные стили вышивки отличаются друг от друга своей уникальной красотой и большой ценностью. В Индии существует несколько видов национальной вышивки, среди которых можно выделить такой вид рукоделия, как шиша.
Шиша является классической индийской вышивкой. Ее также называют вышивкой с зеркалами. Отметим, что этот вид вышивания можно также встретить в Афганистане и Пакистане. У мусульман данная вышивка называется Abla. На хинди слово «шиша» означает стекло небольшого размера. В первых вышивках шиша использовался довольно хрупкий материал – слюда. Но такие зеркальца можно было легко разбить, если неловко обращаться с одеждой. Позднее для вышивки шиша стали использовать стекло, покрывая его обратную сторону серебрянкой. Также разбивалось на кусочки большое зеркало. Края зеркальных кусочков подпиливались для сглаживания острых углов.
В Индии считается, что зеркальца на одежде отражают солнечный свет и взгляды недоброжелателей, поэтому они являются отличным оберегом от сглаза и злых духов. В современном мире в вышивке шиша применяется пластик. Он отличается высокой прочностью и небольшим весом. Возможно использование легких и разноцветных блесток и пайеток. Обшиваются также монеты.
В вышивке шиша применяются ткани из шелка, хлопка или шерсти. Полотно должно иметь плотную структуру переплета нитей. Нитки для данной вышивки подойдут, как шелковые и хлопковые, так и металлизированные. Кроме ткани, ниток, острой иглы и зеркалец-шиша (пайеток, блесток или монеток), в работе понадобятся также пяльцы. Кроме того, можно использовать двухсторонний скотч, чтобы шиша по ткани не скользила во время вышивки.

Перед тем, как приступить к вышивке шиша на одежде, лучше потренироваться на отдельном лоскуте. Итак, туго фиксируем ткань в пяльцах, вдеваем нить в иглу и завязываем узелок на конце нитки. Шиша располагается на ткани и пришивается с помощью базовых скрещенных стежков. Их следует делать тугими. Чтобы шиша не выпала, стежки не стоит располагать очень близко к краю зеркальца. Повторяем базовые стежки, поворачивая их на 45 градусов.
После обшивания базовыми стежками переходим на следующий этап – создание плотной рамочки вокруг зеркальца-шиша. Ткань протыкается иглой с изнаночной стороны на лицевую рядом с шиша. Далее игла продевается от центра к краю под базовыми стежками. Протягиваем нить и затягиваем стежок. Следующий стежок делаем возле зеркальца. Затем снова продеваем иглу от центра к краю под базовыми стежками. Следует убедиться в том, что при затягивании стежка петля образуется нитью под иглой. Продолжаем обшивать свою блестку-шиша по краю до самого конца. В конце можно немного приукрасить свою вышивку, к примеру, тамбурным швом или стежками-лучиками.