Инкрустация из соломки своими руками. Инкрустация соломкой. Материал для инкрустации соломкой

Инкрустация – своеобразный способ декорирования поверхности, при котором элементы декора частично заглубляются в декорируемую поверхность и создают с ней единую плоскость.

Это бесклеевой способ выполнения композиции. Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация», то в применении к работе с соломкой это не совсем точно, т.к. инкрустация предполагает подготовку гнезда под заглубляемый элемент, но из-за малой толщины соломенной детали и своеобразного способа его фиксации на поверхности принято называть нанесение соломенного узора на дерево инкрустацией, а на бумагу, текстиль – аппликацией.

По технологии различают два способа инкрустации:

Инкрустация по грунту

Инкрустация по лаку.

Инкрустация по грунту. Для приготовления грунта в клеянке на водяной бане приготавливают состав: клей столярный – 400 г., вода – 500 г., анилиновй краситель – 8 г., глицерин – 40 г., мыльная стружка – 8 г.

Клей заливают холодной водой на 6-12 часов. Потом варят до размягчения. Добавляют краситель, глицерин, стружку, перемешивая 20-30 мин, доводят до кипения, но не кипятят.

Раствор должен быть вязким, но свободно стекать с кисти, образуя на поверхности дерева каплю. Готовый раствор фильтруют через мелкое сито или марлю. Наносят кистью или распылителем не более 2х раз. Каждый слой сушат 4-5 часов, первый шлифуют вдоль волокон мелкой шлифовальной шкуркой. Загрунтованная поверхность должна быть хорошо отшлифованной, гладкой и блестящей, сухой.

Принцип выполнения инкрустации "по грунту". Место, где необходимо наклеить элемент инкрустации, вырезанный из соломы, слегка смачивают водой с помощью кисти или пальца. Благодаря содержащемуся в нем глицерину и мылу, смоченный грунт почти мгновенно разбухает и становится липким. Пока он сохраняет вязкость, к нему прижимают и разглаживают деталь, вырезанную из соломки. Ее притирают сверху торцом рукоятки ножа-косяка. Через некоторое время грунт снова затвердевает и накрепко схватывает посаженную на него соломку.



При инкрустации по лаку предварительно лак наносят кистью, тампоном или распылителем не менее двух раз вдоль и поперек волокон (НЦ 218, 221, 222, 228) Каждый слой хорошо просушивают. Поскольку лак, используемый для грунтовки, прозрачный, изделия из дерева предварительно окрашивают различными морилками, анилиновыми (текстильными) красителями, гуашевыми красками, а также тушью. Чтобы усилить сцепление древесины с гуашью, в нее добавляют немного клея ПВА. Соломенные детали наклеивают смесью нитролака и растворителя в соотношении 1:3. Кисточкой наносят каплю состава в предполагаемом месте размещения элемента, тем самым размягчая лаковый слой и делая его вязким, способным удерживать соломенную пластинку. Кисть и скальпель при этом держат в одной руке, меняя их положение по мере надобности. В этот момент на него накладывают кончик соломенной полоски и отсекают от нее (в зависимости от необходимости) ромбик, квадратик, треугольник и т. п. Посаженный на лак элемент узора разглаживают торцом рукоятки ножа-косяка, стараясь как можно плотнее прижать его к поверхности украшаемого предмета. Также наклеивают следующий и все остальные элементы узора. При этом следят, чтобы уголки геометрических соломенных фигурок совпадали с нанесенными вспомогательными линиями.

Основные типы построения рисунка в инкрустации

А) раппортное построение – сетки из квадратов или ромбов заполняются элементами узора

Б) симметричное построение – расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, когда узор повторяется с поворотом на 180 градусов.

В) орнаментальные ленты – состоят из одинаковых элементов, могут повторяться или чередоваться, могут располагаться по принципу убывания или нарастания ритма

Инкрустация – своеобразный способ декорирования поверхности, при котором элементы декора частично заглубляются в декорируемую поверхность и создают с ней единую плоскость.

Это бесклеевой способ выполнения композиции. Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация», то в применении к работе с соломкой это не совсем точно, т.к. инкрустация предполагает подготовку гнезда под заглубляемый элемент, но из-за малой толщины соломенной детали и своеобразного способа его фиксации на поверхности принято называть нанесение соломенного узора на дерево инкрустацией, а на бумагу, текстиль – аппликацией.

По технологии различают два способа инкрустации:

Инкрустация по грунту

Инкрустация по лаку.

Инкрустация по грунту. Для приготовления грунта в клеянке на водяной бане приготавливают состав: клей столярный – 400 г., вода – 500 г., анилиновй краситель – 8 г., глицерин – 40 г., мыльная стружка – 8 г.

Клей заливают холодной водой на 6-12 часов. Потом варят до размягчения. Добавляют краситель, глицерин, стружку, перемешивая 20-30 мин, доводят до кипения, но не кипятят.

Раствор должен быть вязким, но свободно стекать с кисти, образуя на поверхности дерева каплю. Готовый раствор фильтруют через мелкое сито или марлю. Наносят кистью или распылителем не более 2х раз. Каждый слой сушат 4-5 часов, первый шлифуют вдоль волокон мелкой шлифовальной шкуркой. Загрунтованная поверхность должна быть хорошо отшлифованной, гладкой и блестящей, сухой.

Принцип выполнения инкрустации "по грунту". Место, где необходимо наклеить элемент инкрустации, вырезанный из соломы, слегка смачивают водой с помощью кисти или пальца. Благодаря содержащемуся в нем глицерину и мылу, смоченный грунт почти мгновенно разбухает и становится липким. Пока он сохраняет вязкость, к нему прижимают и разглаживают деталь, вырезанную из соломки. Ее притирают сверху торцом рукоятки ножа-косяка. Через некоторое время грунт снова затвердевает и накрепко схватывает посаженную на него соломку.

При инкрустации по лаку предварительно лак наносят кистью, тампоном или распылителем не менее двух раз вдоль и поперек волокон (НЦ 218, 221, 222, 228) Каждый слой хорошо просушивают. Поскольку лак, используемый для грунтовки, прозрачный, изделия из дерева предварительно окрашивают различными морилками, анилиновыми (текстильными) красителями, гуашевыми красками, а также тушью. Чтобы усилить сцепление древесины с гуашью, в нее добавляют немного клея ПВА. Соломенные детали наклеивают смесью нитролака и растворителя в соотношении 1:3. Кисточкой наносят каплю состава в предполагаемом месте размещения элемента, тем самым размягчая лаковый слой и делая его вязким, способным удерживать соломенную пластинку. Кисть и скальпель при этом держат в одной руке, меняя их положение по мере надобности. В этот момент на него накладывают кончик соломенной полоски и отсекают от нее (в зависимости от необходимости) ромбик, квадратик, треугольник и т. п. Посаженный на лак элемент узора разглаживают торцом рукоятки ножа-косяка, стараясь как можно плотнее прижать его к поверхности украшаемого предмета. Также наклеивают следующий и все остальные элементы узора. При этом следят, чтобы уголки геометрических соломенных фигурок совпадали с нанесенными вспомогательными линиями.

Основные типы построения рисунка в инкрустации

А) раппортное построение – сетки из квадратов или ромбов заполняются элементами узора

Б) симметричное построение – расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, когда узор повторяется с поворотом на 180 градусов.

В) орнаментальные ленты – состоят из одинаковых элементов, могут повторяться или чередоваться, могут располагаться по принципу убывания или нарастания ритма

Г) центричное построение – элементы узора располагают на одной прямой, но в разных направлениях от точки центра

Д) свободное распределение узора по всей поверхности. Используют в ассиметричных композиция, чаще сюжетного характера.

Технология инкрустации

Основной инструмент, применяемый при инкрустировании соломкой, - нож-косяк. В распоряжении мастера должно быть несколько ножей с разными углами наклона лезвия. Необходимо, чтобы ручка постепенно сужалась в сторону лезвия, а сверху имела бы скошенный торец - его используют для разглаживания приклеиваемых соломин.

При нанесении на инкрустируемое изделие всевозможных параллельных линий применяют рейсмусы, как заводского изготовления, так и самодельные. Рейсмус состоит из колодки со сквозными отверстиями, в которые вставлены один или два стержня с вбитыми на концах прочными иголками.

Для расщепления соломки на полоски одинаковой ширины применяются специальные резачки. Каждый резачок представляет собой круглую деревянную палочку, на конце которой - две тонкие иголки остриями наружу. Расстояние между ними должно быть равным ширине соломенных полосок. Таких резачков, имеющих разное расстояние между кончиками иголок, нужно иметь несколько. Чтобы расщепить соломину сразу на две или три одинаковые полоски, применяют резачок с тремя или четырьмя иголками, вбитыми на равном расстоянии друг от друга.

Чтобы вырезать из соломы одинаковые элементы узора, имеющие форму круга, овала, цветка и т. п. применяют специальные пробойники из стальных трубок. Соломенные элементы выталкивают из пробойников и из толстой проволоки.

Клей или лак на инкрустируемую поверхность наносят с помощью мягкой кисточки, связанной из беличьего волоса. Чтобы кисть было удобно держать в руке, ее длина должна быть не более 150 мм.

Основные приемы работы

Разметка. Рисунок на фоновую основу не переносят. Размечают основные линии рисунка при помощи циркуля и линейки, пользуясь тонкой иглой. Окружности и дуги размечают при помощи циркуля или измерителя.

Расщепление стебля . Соломину расщепляют, разглаживают в ленту, а затем разделяют вдоль на полоски требуемой ширины. С помощью резачков из заготовленного материала нарезают калиброванные, то есть имеющие определенную ширину, полоски.

Заготовка элементов. Одинаковые элементы будущих узоров (ромбики, треугольники, квадраты, трапеции и параллелограммы) отсекают от калиброванных полосок ножом-косяком на деревянной подрезной дощечке или же непосредственно на инкрустируемой поверхности. Соломенную полоску прижимают к древесной поверхности левой рукой, а в правой держат одновременно нож-косяк и кисть

Инкрустируют, начиная с основного элемента (розетки), постепенно продвигаясь вправо, вверх, влево.

Основные мотивы инкрустации

Цепочки – узкие ленты, состоящие из однородных или повторяющихся геометрических элементов. Различают цепочки простые – состоящие из одинаковых элементов, сложные - состоящие из элементов различных, но повторяющихся в определенном ритме. Сложные цепочки обычно чуть шире.

Кайма – узор для украшения краев и боковых стенок изделий. Строится из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор (бывает простая и сложная)

Розета – условно изображенный раскрытый цветок из 5-8 лепестков. Розетами заполняют квадраты сеток, но они могут являться серединами узоров. Размечают розеты при помощи циркуля, ограничивая окружность краев лепестков и деля ее на равные части по количеству лепестков.

Сетки – плоскости, разделенные на ячейки различной формы узкими соломенными полосками или цепочкам, которые образуют раппортный характер орнамента и являются основой для разработки более сложных орнаментальных узоров. Для выполнения сеток тонкие полоски (1-3 мм) наклеивают сначала по горизонтали, затем – по вертикали, подрезая в местах пересечения.

Настилы – участки, полностью закрытые соломенными лентами, расположенными в различных направлениях

Растительные и зооморфные мотивы - стилизованные изображения растений и и з частей, а также животный и человека. В инкрустации они имеют стилизованную геометризированную форму.


Окончательная отделка инкрустации подразумевает удаление следов разметки, пятен клея, а также последующее лакирование работы. При этом поверхность соломки приобретает защитный слой становится более глянцевой и яркой, а слой лака маскирует следы разметки иголкой..

Инкрустация - самый сложный способ декоративной отделки поверхностей. При работе с деревом можно использовать любые методы инкрустации и материалы - ценные породы древесины, металлы, минералы, драгоценности или их имитацию. Дерево - очень благодарный материал, позволяющий с собой любые манипуляции, но инкрустация соломкой в их ряду занимает особое место. Интернет-ярмарка «Все ремесла» предлагает убедиться в этом на примере изделий из нашего каталога.

Изобразительное искусство из подручного материала.

Классическая технология инкрустации с врезкой отделочного материала в деревянную поверхность называется интарсия, но для соломки была разработана собственная техника работы - маркетри или разновидность аппликации. Прелесть инкрустации соломкой состоит в том, что для этого используется, по сути, бросовый материал, но в результате получаются поверхности с потрясающими оптическими эффектами.

При всей внешней простоте инкрустации из соломки описание техники исполнения потребует много времени и места. Отметим только, что это кропотливая работа, требующая острого глаза, твердой руки, безупречного художественного вкуса и таланта. Сама соломка проходит предварительную подготовку, включая отбеливание и термическую обработку, благодаря чему ее цветовая палитра меняется от светло-желтого до темно-коричневого оттенка. Полученный для инкрустации материал невесом и до такой степени тонок, что через него можно читать, положив соломку на книжную страницу.

На деревянную поверхность наносят контуры рисунка, после чего с использованием большого набора инструментов соломку кроят и наклеивают, подбирая цвета и оттенки. Природная структура соломки и приданная ей минимальная толщина обеспечивают эффект перламутра. При изменении угла освещения или зрения рисунок начинает играть переливами цвета и светотеней. У настоящих мастеров впечатление от эффекта перламутра сопоставимо с 3D-эффектом.

Инкрустация соломкой - растительное золото.

Инкрустация соломкой создает такой эффект, что для его достижения с использованием золота или серебра им требуется специальная техника имитации. Это, пожалуй, единственный пример, чтобы приходилось «подделывать» драгоценный металл под обычную злаковую соломку. На интернет-ярмарке «Все ремесла» все настоящее:

  • Шкатулки;
  • Ларцы;
  • Сундучки;
  • Настольные игры.

Выбирайте, что вам нравится, или заказывайте, о чем мечтаете. Мастера, предоставляющие нам свои изделия, способны воплотить в жизнь самые смелые идеи. Растительное золото ничем не хуже настоящего.

Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетеных изделий использовались на Вятке еще в конце XIX века. На Казанской выставке 1890 года мастер Иван Васильевич Садаков представляет игрушечные тележку, стол, диван, два стула, окрашенные черной краской и оклеенные соломкой или, как принято говорить сегодня, инкрустированные соломкой. Впрочем, прежнее название художественного приема «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в нее. Однако эффект рисунков, составленных из кусочков соломки, нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами, переливающихся как перламутр, таков, что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребимое название.

Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебели, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложняется. Быстрота работы, несложность приемов, отсутствие сложных инструментов стали причинной быстрого развития ремесла. Со временем появились в этом промысле свои мастера.

В 1952 году в артель «Победа» был приглашен для обучения инкрустации Александр Иванович Васнецов, ранее работавший в артели «Идеал». Васнецов делал образцы шкатулок с перламутром по заказу руководства артели. Для обучения были отобраны 5 лучших учеников из мастеров-резчиков геометрической резьбы. Из них в дальнейшем стали известными Г.И. Халтурина и В.И. Покрышкина.

В начале 1960-х годов мастер Халтуринской фабрики культтоваров (ныне ООО «Нарды», Орлов) Григорий Александрович Жданов занялся инкрустацией шкатулок цветной соломкой. В 1961 году на выставке в Ленинграде в Музее этнографии изделия орловских мастеров, инкрустированные цветной соломкой, были признаны лучшими из подобных на выставке. В 1962 году партия таких шкатулок отправилась для продажи в Англию и Францию.

Другой мастер Георгий Алексеевич Кырчанов не только обновил халтуринскую шкатулку, но и создал новый стиль и технологию инкрустации соломкой. Цветная соломка была заменена на натуральную, не окрашенную. Орнаменты из такой естественной по цвету соломки создают более сильный эффект, напоминая перламутровое свечение. Другим новшеством Георгия Кырчанова стало расширение форм резанной соломки. Круги, полукружия, овалы, скобки дают возможность создавать орнамент любой сложности, включая растительный. Мастер изменил и технологию крепления соломенных узоров на дерево - отказал от клея и применил нитролак.

В результате Кырчанов стал основоположником того ремесла, которое сейчас называется вятской инкрустацией соломкой. К нему в Орлов приезжали учиться новой технологии мастера из города Кирова со старейшей и самой крупной фабрики художественных изделий «Идеал» (ныне ООО «Идеал Плюс», Киров). Здесь тоже был организован цех инкрустации соломкой, где мастера З.А. Береснева, Л.А. Коркина, С.Л. Багина, Г.Г. Гузлаева, освоив новую технологию, стали создавать свой собственный «идеаловский» стиль инкрустации. Во многом они опирались на традиции, уже укоренившиеся на предприятии - орнаменты вятской геометрической резьбы. Поэтому и соломенные узоры на предприятии «Идеал» составлялись только из геометрических элементов.

Сама же технология инкрустации соломкой такова. Соломка тонко очищается, отбеливается или подпаливается - от желтого до коричневого цвета. Орнамент наносится на тонированное темное дерево. В этом и была заслуга художников «Идеала», не слепо скопировавших кырчановскую инкрустацию, а давших ей еще одно направление. Сейчас традиции прежних мастеров предприятия «Идеал» продолжают художники и мастера предприятия преемника «Идеал Плюс».

Используют инкрустацию соломкой при оформлении матрешек и на предприятии «Вятский сувенир» (Нолинск).

В городе Кирове с 1991 года работа предприятие, специализирующееся на производстве шкатулок с соломенной инкрустацией - ООО «Вятские промыслы». Главный художник предприятия Елена Юрьевна Солоницына разработала свой стиль инкрустации соломкой на небольших по размерам (до 50х50х30 мм) деревянных шкатулках, ларцах, сундучках, пеналах, коробочках. Изделия имеют темный фон, геометрический, но очень мелкий и изящный орнамент, создающий эффект металлической насечки. Новая методика инкрустации, используемая при работе, обеспечивает великолепное качество готовых изделий.


Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетеных изделий использовались на Вятке еще в конце XIX века. На Казанской выставке 1890 года мастер Иван Васильевич Садаков представляет игрушечные тележку, стол, диван, два стула, окрашенные черной краской и оклеенные соломкой или, как принято говорить сегодня, инкрустированные соломкой. Впрочем, прежнее название художественного приема «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в нее. Однако эффект рисунков, составленных из кусочков соломки, нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами, переливающихся как перламутр, таков, что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребимое название.

Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебели, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложняется. Быстрота работы, несложность приемов, отсутствие сложных инструментов стали причинной быстрого развития ремесла. Со временем появились в этом промысле свои мастера.

В 1952 году в артель был приглашен для обучения инкрустации Александр Иванович Васнецов, известный мастер, делавший образцы шкатулок с перламутром. Для обучения были отобраны 5 лучших учеников из мастеров-резчиков геометрической резьбы.



В 1961 году на выставке в Ленинграде в Музее этнографии изделия орловских мастеров, инкрустированные цветной соломкой, были признаны лучшими из подобных на выставке. В 1962 году партия таких шкатулок отправилась для продажи в Англию и Францию.

Другой мастер Георгий Алексеевич Кырчанов не только обновил халтуринскую шкатулку, но и создал новый стиль и технологию инкрустации соломкой. Цветная соломка была заменена на натуральную, не окрашенную. Орнаменты из такой естественной по цвету соломки создают более сильный эффект, напоминая перламутровое свечение. Ещё одним новшеством Георгия Кырчанова стало расширение форм резанной соломки. Круги, полукружия, овалы, скобки дают возможность создавать орнамент любой сложности, включая растительный. Мастер изменил и технологию крепления соломенных узоров на дерево - отказал от клея и применил нитролак.



В результате Кырчанов стал основоположником того ремесла, которое сейчас называется вятской инкрустацией соломкой. К нему в Орлов приезжали учиться новой технологии мастера из города Кирова со старейшей и самой крупной фабрики художественных изделий «Идеал». Здесь тоже был организован цех инкрустации соломкой, где мастера, освоив новую технологию, стали создавать свой собственный «идеаловский» стиль инкрустации. Во многом они опирались на традиции, уже укоренившиеся на предприятии - орнаменты вятской геометрической резьбы. Поэтому и соломенные узоры на предприятии «Идеал» составлялись только из геометрических элементов.