Как делать вытынанки из бумаги. Что такое вытынанки и как их делать? Инструменты и материалы

Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано. Вытынанка – это древнейший вид славянской культуры. Зародился он ещё в древности. Кочевые племена скифов украшали свои сёдла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.
Искусство вытынанки родилось в народе. Люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свою хату или светлицу празднично украшали дважды – на Рождество и Пасху. Принято было вырезать вытынанки и украшать ими комнату или окна дома. На Рождество или Пасху вырезали ангелочков и клеили их на окна или домашний иконостас. По вытынанкам можно было определять, кто женится, а у кого родился ребёнок – всё отражалось в праздничных украшениях на окнах.

Многие из вас на Новый Год или Рождество украшали свои окна вырезанными из бумаги снежинками. Это достаточно простое занятие, и не каждый знает, что вырезание из бумаги является одним из видов декоративно-прикладного искусства, имеет глубокие традиции и тысячелетнюю историю.

В последнее время, я увлёкся фигурным вырезанием из бумаги. Свою первую вытынанку сделал в первом классе! Вырезал ножницами симметричные рисунки. В прошлом году, вновь занялся изучением этой техники, работал над картинами каждый день.

И чем больше я занимался вырезанием, тем больше вопросов у меня возникало.

Выполнив несколько работ в этой технике, я предположил: что вытынанка – простое занятие, очень нравится детям, особенно мальчишкам, но материалы и инструменты для работы, в нашем городе не доступны.

Тогда я решил поставить перед собой цель: Выяснить, что означает вытынанка, и как сделать искусство вырезания из бумаги доступным для Верхотурских школьников!

Для реализации моей цели поставил такие задачи:

Искусство вырезания ажурных узоров из белой, чёрной или цветной бумаги существует с тех времён, когда в Китае была изобретена бумага.
«Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.

Хорошо известны вырезки из бумаги народов Китая, Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии, Германии, Украины, Литвы и других стран. В каждой из них сложились свои художественные особенности вырезания из бумаги. В Белоруссии и Польше такие вырезки известны под одинаковым названием – выцинанки. В Польше разновидностью выцинанок являются так называемые выклеянки – многоцветные декоративные композиции из вырезанных из бумаги частей, наклеенных друг на друга или друг около друга. Некоторое сходство с белорусской и польской выцинанкой имеют еврейские вырезки из бумаги, особенно те, которыми украшали в праздники окна домов. По форме выцинанки были квадратными, прямоугольными, круглыми, - в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры.

Характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение. Зеркальная симметрия (например, в изображениях древа жизни) даёт ощущение уравновешенности и покоя. Очень часто симметричные узоры, ритмически повторяясь, становятся элементами орнамента. Это достигается или путем складывания из бумаги в несколько раз, или наклеиванием изображений друг около друга. Сюжетные выцинанки вырезали свободно, от руки, не складывая бумагу. Это обычно изображения деревенской свадьбы, полевых работ и других сценок из жизни крестьян. В Белоруссии выцинанки стали вырезать с XVI, когда появилась первая бумажная мельница (паперня). По установившемуся обычаю каждый год перед Пасхой крестьянки украшали ими своё жильё. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Кое-где их обновляли и к Рождеству.

Но к началу XX века под влиянием городской моды выцинанка исчезла из крестьянского быта, сохранившись только в некоторых районах.

В России вырезание силуэтов было увлечением в дворянской среде.
Вырезанием из бумаги интересовались многие деятели искусства: Иоганн Вольфганг Гете, Ханс Христиан Андерсен, Илья Репин, Анри Матисс, создавая многоцветные композиции – «декупажи».

Также хорошо известны иллюстрации художника Ильина к произведениям Александра Сергеевича Пушкина, выполненные в этой технике.

Hina Aoyama, проживающая во Франции, идет очень интересным путем – да, она вырезает из обычной бумаги, но как! Девушка отличается невообразимым талантом и, что самое главное, терпением. Вы только взгляните, что ей приходится делать. Используя ножницы, она вырезает из бумаги тексты или рисунки, приклеивает их к ткани или стеклу, и получается такая красота. И все это делается своими руками и ножницами! Поверить невозможно, сколько времени и нервов ей это стоит, однако, она, похоже, любит это дело. Многие могут подумать, будто бы вырезать из бумаги может каждый детсадовец. Однако лишь единицы приобретают известность благодаря своему таланту и упорному труду. Полагаю, это занятие во множество раз сложнее работы с компьютером или фотоаппаратом, который делает все за вас, ведь одно лишнее движение – и работа пойдет насмарку. А это, как мы понимаем, крайне обидно…

Работая над данным проектом, мне не захотелось выглядеть не компетентным. Я решил разобраться в волнующем меня вопросе:

Почему в одном источнике это искусство выцинанка, а в другом вытынанка?
Конечно, вытынанкой можно называть все, что вырезано, т.к. термин происходит от восточнославянского."витинати" - вырезать. Так же он употребляется и в белорусском языке (с некоторыми вариациями, например, "вицынанка"). Исследователи и художники народного искусства все чаще говорят о том, что надо различать понятия "силуэт", "вытынанка" и"бумажная графика". Этот вопрос поднимался на встрече вытынанкарей 2008 года в Могилеве. Нашел краткие формулировки этих понятий.
Вытынанка - это орнаментальные и сюжетно-декоративные прорезные картины, характерные в основном для Восточной Европы (Польша, Литва, Белоруссия, Украина, Россия). Известна также еврейская национальная вырезка - райзеле. Количество прорезного поля в вытынанке составляет 50 и более процентов. Вытынанки обязательно несут в себе четкие национальные черты, характеризуются разнообразием стилизации и богатством цветовой палитры…
Они создаются, во-первых, народными мастерами, работающими в традиционных центрах вырезания (на Украине это, например, села Петриковка и Царичанка Днепропетровской обл.), во-вторых, самодеятельными художниками-любителями, произведения которых родственны народным вырезкам.

Бумажная графика - это прорезные картины из бумаги, авторы которых не опираются на народные традиции. Характерные черты таких работ - " расширение тематики, иллюстративность, снижение роли символики, усложненность композиции, использование новых материалов и технических приемов" (А.А. Петриченко Европейские вырезки в коллекции А.М.Петриченко: разнообразие видов. В кн.:Проблемы изучения, сохранения и использования искусства вырезки. г.Домодедово Московская обл. 2006. Материалы симпозиума). В технике бумажной графики работают многие профессиональные художники.

Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении.
Вырезание на глаз изображения из бумаги или других материалов производится слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета, беспрерывной линией. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.
Это искусство имеет древнюю историю. Будучи ещё в первобытном обществе, человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Неспроста наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени - их силуэты.
Силуэт - это портрет, жанровые изображения, пейзажи, которые больше характерны для Западной Европы и первоначально появились как картинки-рассказы на религиозные и бытовые темы. Как правило, силуэт -это черное на белом. Для него характерны одномасштабность и изображение фигур профильно. Количество прорезных (ажурных) деталей почти отсутствует.. Силуэт отражает индивидуальный почерк художника, а не его национальную принадлежность. В Германии, Австрии, Нидерландах, Дании и сегодня существуют школы силуэта, музеи силуэта, в которых ведется большая популяризаторская работа среди населения. Художники создают шедевры из бумаги. Кроме ручной вырезки, существует лазерная, позволяющая вырезать тончайшие линии и создавать миниатюры. Известна русская школа силуэта (18-20 веков), но это отдельная тема.
Смешение понятий и терминов среди тех, кто режет из бумаги, очень распространено. Ваша работа будет так же нравиться людям, как бы ее ни назвать. Просто термин "вытынанка" прижился, стал таким привычным, что вобрал в себя и все то, что вытынанкой не является.

тобы выяснить интерес к искусству вытынанки у нас в школе, я организовал видео опрос, среди одноклассников. В результате, которого, мне открылись следующие моменты: как мы видим, некоторые слышали про вытынанку, а кто не слышал, увидели, т. к. я показал свои работы, многие хотели бы заниматься вырезанием, но их останавливает отсутствие материалов и инструментов в Верхотурье! Ребята сказали, что хорошо было бы этим заниматься на кружке или на уроке: У кого-то маленький брат дома (нельзя работать острым инструментом), кому то не хватает поддержки взрослого, а у кого-то совсем нет свободного времени!
Интернет-опрос на сайте нашего класса показал, что люди разбираются в инструментах для вырезания.
Но я сегодня поделюсь некоторыми открытиями, которые сделал в ходе своей работы.

«"Поймать" тень, затаив дыхание, мгновенно обвести контур, потом перенести на бумагу, вырезать, наклеить на фон, подобрать рамку, повесить на стену! Сколько удовольствия и радости доставляет сам процесс!» – так передают свои чувства мастера вырезания из бумаги.
Давайте будем учиться вырезать!

Совсем недолго я пользовался канцелярским ножом, потом мне приобрели макетный нож, я был очень счастлив, но не очень долго. Так как сменных лезвий в наборе 3, и они все затупились.

В поиске ответов на мои вопросы, я наткнулся на такой пост, где говорилось, что вырезать по бумаге можно, резаками по дереву. Мы с папой сразу же нашли такой наборчик у нас в строительном магазине! И, о чудо! В последний месяц я пользуюсь одним лезвием из этого набора, по всей вероятности, они крепче, потому что предназначены для дерева. И ещё один немаловажный факт, цена макетного ножа 315 руб, а цена резаков по дереву 87 руб, на распродаже в другом городе я приобрёл такой же набор за 50 руб. Но хочу сказать, что ручка макетного ножа более удобная, вот и пользуюсь я гибридом ручка от одного набора, лезвия от другого

Что бы узнать, как поточить лезвия, я обратился за советом к Роману Мирославовичу, он посоветовал, заточить лезвия на оселке (брусок), но перед этим обязательно намочить его водой. Вместо самовосстанавливающего мата использовать липовую доску, самый идеальный вариант изготовить лезвия самим, из фуганочной стали. Если лезвия закалить, то можно его точить до бесконечности.

Многие мастера используют обычные маникюрные ножницы, можно даже с загнутыми краями. Некоторые вырезают скальпелем или бритвой. Существуют пробойники, они выдавливают кружочки. Так что выбор инструмента зависит от узора и от вашего умения.
Мастер вытынанок Михаил Деспоташвили, свои работы он вырезает канцелярским ножом на стекле (можно попробовать и такой вариант).

Что касается бумаги, я испробовал несколько видов, пока вот эту считаю идеальной.

Свою работу я начинал по готовым схемам и шаблонам.

До определенного времени меня это устраивало, но настал момент, когда я захотел создать свой шаблон, переписывался с мастерицами и мастерами с сайта Страна Мастеров, и узнал что можно обработать фотографии в программе Paint.Net.

После нескольких неудачных попыток у меня кое-что получилось. Оцените!

Останавливаться на достигнутом мне не захотелось. И я начал делать шаблоны по картинам на интересующею меня тему.

Л. И. З. А. моя интернет-подружка, подала мне такую замечательную идею. Окрашивать готовые вытынанки в золотой цвет, как раз когда мне наскучили чёрно-белые цвета.

Казалось бы, несерьёзный для мастера материал - бумага, непрочный, неосновательный. Но стоит взять в умелые руки обычный лист, сложить его пополам, вырезать по невидимым контурам, развернуть и получить… чудо. Преображение всегда чудо. То, что заставляет восхищённо развести руками, восторженно ахнуть.
А сейчас, это искусство эволюционировало и превратилось в технику создания потрясающих резных композиций. Легкие линии-мазки, гибкие силуэты... Элегантное искусство!
Возвращаюсь к теме своего проекта и хочу сказать, что не только мы, дети, смешиваем понятия, и термины это очень распространено среди тех, кто режет из бумаги. Просто термин "вытынанка" прижился, стал таким привычным, что вобрал в себя и все то, что вытынанкой не является.
Главное, чтобы работы нравились людям!

Свои работы я уже продавал на «Рождественской ярмарке», несколько картин выставлено в интернет-магазине, сделал несколько подарков и заказов.

Силуэтное вырезание — это интереснейший вид рукоделия, суть которого заключается в том, что с помощью ножниц или ножа из бумаги по трафарету вырезаются различные ажурные картинки. Поклонники данного вида творчества называют готовые работы таким красивым словом, как вытынанка. Шаблоны и схемы для вытынанки можно нарисовать самим или найти в интернете.

В этом мастер-классе мы вырежем ажурное сердечко и сделаем поздравительную открыточку.

Необходимые материалы:

  • исходный файл с шаблоном для вырезания,
  • белая бумага для принтера,
  • цветная бумага для оригами,
  • степлер,
  • канцелярский нож,
  • самовосстанавливающийся коврик,
  • белая бумага для акварели,
  • простой карандаш,
  • линейка,
  • черная гелевая ручка,
  • ножницы,
  • тонкий двусторонний скотч,
  • зубочистка,
  • клей ПВА с кисточкой.

Изготовим открытку стандартного размера 10×15 см.

Для этого понравившуюся картинку для вырезания открываем в любом графическом редакторе (или в Microsoft Word) и уменьшаем до размера приблизительно 9×14 см. На одной страничке формата А4 может поместиться два таких шаблона вытынанки. Распечатываем их на принтере на белой бумаге.

Разрезаем бумагу пополам и степлером крепим распечатанную картинку к цветному листу бумаги для оригами.

Располагаем свою работу на специальном коврике и с помощью канцелярского ножа аккуратно, не спеша, вырезаем по контуру внутренние элементы сюжета.

Прорезать нужно два слоя бумаги — белый и цветной.

Когда будут вырезаны все внутренние элементы, заготовочка будет выглядеть так:

Готовая силуэтная картина не должна разваливаться на части,
она должна получиться цельновырезанной.

Из белой бумаги для акварели вырезаем заготовку для открытки размером 10×15 см (можно воспользоваться и готовыми заготовочками).

На шершавую сторону, предназначенную для рисования, будем приклеивать вырезанную картинку, но для начала переворачиваем заготовку на обратную сторону и готовим оборот открыточки. С помощью линейки размечаем простым карандашом необходимые размеры для места под марку и линий написания адреса. Затем аккуратно, черной гелевой ручкой, под линейку, рисуем необходимые линии. По желанию украшаем оборот надписями.

Теперь нам предстоит проделать еще один сложный процесс: приклеить картинку на лицевую сторону нашей будущей открытки.

Для начала переворачиваем вырезанную цветную картинку на обратную сторону и приклеиваем в нескольких местах небольшие кусочки двустороннего скотча.

Снимаем защитную пленку со скотча и осторожно прикладываем картинку к лицевой стороне открытки, правильно располагаем и приклеиваем ее.

В некоторых местах, для прочности, картинку приклеиваем клеем ПВА с помощью маленькой кисточки или зубочистки.

Открытка готова! Осталось наклеить марочку, вписать адрес и пожелания адресату.

Такой открыточкой можно поздравить коллегу по работе, подругу, друга, родственника, увлеченного посткроссера.

Отправлять открытку-вытынанку по почте лучше в конверте.

Вытынанки - искусство вырезания из бумаги. Это удивительные картины, искусство это зародилось очень давно… К ним можно даже отнести всем известные снежинки, которыми мы украшаем наши окна под Новый год. Это также и открытки, сделанные своими руками. Вытынанки - очень увлекательное занятие, красиво, необычно и потрясающе! Надо сложить бумагу вдвое, нанести рисунок и прорезать детали, а когда вы раскроете сложенный листок – получите симметричный рисунок.

Изображения попроще можно вырезать с детьми, а вообще - это настоящее искусство, в канке которого можно создавать удивительные картины!

Этот вид изобразительного искусства появился давно. Предположительно, в 7 веке в Китае. Хотя говорят, что-то подобное имелось и в трипольской культуре. Если уж говорить об корнях искусства вырезания узоров из бумаги, то надо сказать, что зародилось оно в 9 столетии в Китае одновременно с изобретением и распространением бумаги.

В Украине же вытынанками украшали жилище. Мастера вытынанок называются по-украински витинанкар, их не так уж и много.

Здесь находится неисчерпаемый источник вдохновения для мастеров резьбы. Украина - молодое государство. За недолгие годы "незалежности" появились своеобразные украинские брэнды. Это - вышиванки (народно-этническая одежда с ручной вышивкой), писанки - декоративно раскрашенные согласно многовековой традици яйца....и, предлагаемая вашему вниманию, ВЫТЫНАНКА.

Вырезанные кружевом из белой или цветной бумаги цветы, деревья, птицы, животные, казаки и девчата - и вообще всякие различные по сюжету и содержанию изоражения издавна украшали украинские хаты - печи, окна, божники, стены и т.д. Выполняли они как декоративную так и обереговую функцию.

Первые бумажные вытынанки (от слова - ВЫТЫНАТЬ, т.е. вырезать, укр.) появились в Украине в 19 столетии и наиболее распространены были в Подолье, Прикарпатье и Приднепровье.

Интересно, что в энциклопедии понятие вытынанки определяется несколько шире - это не только изделие, выполненное из бумаги, но и из кожи, и из дерева .

Кстати, искусство вытынанки распространено и в других странах (ежегодно проводятся международные семинары) - в Белоруссии, Польше, Чехии, Германии...

Делать вытынанки несложно. Понадобятся ножницы и ножик с остро отточенным концом, белая бумага и схема, или фантазия.

Архитектурное оригами и вытынанка

В 2015 году наконец-то вышла книга по вытынанке, с шаблонами:

Архитектурное оригами - искусство изготовления объемных моделей и сюжетных композиций. Сказочные дворцы, замки, церкви, особняки, объемные фигурки животных и птиц, а также потрясающе красивые резные открытки - все это можно сделать из обычной бумаги и картона!

С помощью ножа, подручных материалов и этой книги можно создать целые бумажные города и населить их удивительными обитателями.

Подробные схемы, пошаговые инструкции и детальные цветные фотографии помогут вам изготовить старый замок и дом с куполом, интересные сюжетные композиции - цветы в вазе, влюбленные жирафы, девочка и кот, соловей на ветке, а также оригинальные открытки к различным праздникам.

Ко всем моделям прилагаются листы со схемами-шаблонами в натуральную величину.

Внутри шаблоны для выполнения изделий.

Вырезание из бумаги

В России самое популярное вырезание из бумаги - конечно же, новогоднее - мы вырезаем снежинки! Они могут быть очень разными!

Сегодня даже есть в продаже книга по вырезанию снежинок.

Представлено более 100 проектов для вырезания!

Кто из нас не помнит яркие моменты из детства, когда готовясь к встрече Нового года, мы, словно волшебники, вырезали из обычного листа бумаги рукотворные снежинки?

Теперь вы можете вернуть эти чудесные мгновения. Снежинки очень мило смотрятся на окнах, ими можно украсить елку, собрать их в гирлянду. В книге вы найдете более 100 моделей снежинок самых разнообразных форм и размеров: узорные, в которых переплетаются народные орнаменты, снежинки-силуэты, которые так похожи на забавных зверушек, что подойдут не только для новогодних украшений, но и для любого детского праздника, снежинки с использованием различных геометрических фигур. Благодаря пошаговым иллюстрациям сделать любую из представленных моделей не составит никакого труда. Все, что от вас потребуется, - это бумага, ножницы и вдохновение!

Подарите себе, своим детям и близким удивительное ощущение праздника!

Есть ещё вот такая книга по вырезанию снежинок.

Новогодние праздники - самое радостное зимнее время. Именно в этот период мы украшаем дом, готовим угощения, дарим друг другу подарки. Наиболее любимые и, пожалуй, самые демократичные новогодние украшения - вырезанные из бумаги снежинки, которые можно делать всей семьей, а потом развесить на окнах и стенах. собирая целые снежные гирлянды. Всего-то и нужно взять в руки лист бумаги, ножницы и книгу.

Волшебная бумага

Самоучитель по технике вырезания для школьников.

Искусство вырезания из бумаги имеет древнюю историю. Оно возникло в Китае после изобретения там бумаги. Сейчас техника вырезания из бумаги становится популярным видом рукоделия во всем мире. В этой технике можно изготовить интересные, красивые вещи: ажурные поделки для оформления праздников, поздравительные открытки, новогодние украшения, подвесные модули, валентинки и многое другое.

Работать в этой технике можно даже со школьниками младших классов. Схемы ко многим поделкам, представленным в книге, были специально разработаны для вырезания на уроках с детьми 8-11 лет. Материалы для работы очень доступны. Возьмите для начала бумагу для рисования, маленький канцелярский нож, толстый картон (для подкладывания под бумагу) и попробуйте вырезать несложный узор, представленный в начале книги. Это совсем не сложно!

Бумажное кружево.
Традиционные техники вырезания

На ней пишут, печатают книги, ее склеивают и режут, складывают и мнут, в нее заворачивают различные предметы, и она сама порой становится основой какого-либо изделия... И все это - про бумагу, одно из величайших изобретений человечества.

В новой книге под названием "Бумажное кружево" Анна Зайцева, дизайнер, рассказывает о традиционных техниках работы с бумагой на примере интересных моделей, повторить которые не составит труда благодаря пошаговым инструкциям и отличным иллюстрациям и схемам.

Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Вырезались с помощью ножниц, ножа иногда резака или топора.

В Беларуси - выцiнанка (чит. выцинанка), на Украине - витинанка (чит. вытынанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в России - вырезка.

Но вырезание присуще не только славянской культуре, на родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе - силуэтное вырезание. Вырезание можно встретить всюду: Литва, Финляндия, Мексика, Израиль и многие многие другие. Но это уже другая история...

По праву можно сказать что это искусство одно из древних. Конечно в каждой культуре свои мотивы и символы. Мне, более остальных, интересна славянская символика, поэтому я собираю информацию именно о белорусской, украинской, русской и польской вытынанке.

Именно на них я и хочу остановиться:)

Белорусская вытинанка. История и современность

Статья была подготовлена для Международного симпозиума «Проблемы сохранения и развития художественной вырезки» (г.Домодедово, 2006)
Вытинанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”, “выбіванка”) - вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги.
Термин распространен на территории Беларуси, Польши, Украины. В белорусской искусствоведческой науке используется с 80-х годов ХХ века. Первой публикацией, упоминающей это явление белорусской культуры, стала статья Е. Сахуты, которая вышла в 1988 году в журнале «Мастацтва»
О происхождении этого явления традиционного искусства в нашей стране однозначно сказать можно немного. Силуэтное вырезание, распространившееся в кругах европейской знати с конца ХV века, в наименьшей степени повлияло на народные вырезки. Вытинанка развивалась самостоятельно как один из видов декоративно-прикладного искусства. Об этом свидетельствуют общие для всех других видов народного творчества образы и мотивы, которые закрепились и в вытинанке.
Чтобы точно описать историю возникновения и развития белорусской народной вырезки необходимо проследить историю развития бумажного производства и историю ажурного вырезания из более древних материалов (кожи, войлока, ткани). Своеобразным прототипом народных вырезок, по мнению украинского исследователя М.Станкевича, стали кустодии - бумажные (ранее кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века.
Возникновение и распространение вытинанки в белорусской деревне связано с развитием промышленного производства бумаги и переходом от «курных» крестьянских домов к печному отоплению. Самая древняя бумага, которая известна на территории Беларуси датируется ХIV веком - это письма Витовта Великого, князя древне белорусской державы. Первое предприятие по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней столице Великого княжества. В ХVII - ХVIII веках паперни были почти в каждом большом городе государства. В конце ХIХ - начале ХХ века вплоть до событий 1917 года бумажная промышленность Северо-Западного края была одной из самых динамично развивающихся отраслей местной экономики. Быстрое и эффективное внедрение технических новинок, системы организации бизнеса и труда сделало эту отрасль одной из самых привлекательных сфер для инвестиций местных и пришлых капиталистов. Бумажные фабрики Беларуси в этот период достаточно успешно конкурировали с аналогичными производствами в России, Украине, Польше и даже Финляндии. И не только практически полностью закрывали потребность внутреннего рынка, но и продавали значительные объемы продукции в другие регионы Российской империи.
Вытинанка получает широкое распространение в оформлении крестьянского интерьера с середины ХIХ века. Наибольший ее расцвет приходится на конец ХIХ - начало ХХ века, определенный всплеск популярности наблюдался в послевоенные 40 - 50-е годы ХХ века. В Любанском районе Минской области (согласно современным этнографическим данным) наряду с бумажными вырезками употреблялись изделия из дешевой ткани (белого ситца) с аналогичной композицией. Часто как бумажные, так и тканевые вырезки окрашивались цветными красителями по краям прорезанных отверстий. Интересно, что каждый фрагмент узора имел своё название: “сухарыкі”, “лялечкі”, “зоркі” и т.д. Распространены были и вырезки, имитирующие узоры гардинных тканей. Для их изготовления пользовались как ножницами, так и ножами, резцами («Галубы», д. Маршалки Воложинского района Минской обл.; «фіранкі», г. Новогрудок Гродненской обл.). Изделия, выполненные при помощи резца или ножа, являются технологической разновидностью вытинанки и часто в народе носят название «выбіванка» (д. Болота Кобринского района Брестской обл.).
Основные черты народной вырезки - симметрия и декоративность образов (непременно высокая степень стилизации, склонность к геометризации прорезей и т.п.). В белорусской вытинанке применяются осевой (зеркальный), радиальный и раппортный виды симметрии, а также сочетание нескольких ее видов. Ассортимент ажурных изделий из бумаги составляют оконные занавески (“фiранкі”, “кветкi”), кружева (“карункi”) для украшения полок, потолочных балок, рамок с фотографиями, икон, дверных косяков; салфетки (“сурвэткi”, “рагавiчкi”, “вугольнiкi”) и др. По установившемуся обычаю вытинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи) . На Западе Беларуси черными или полихромными вытинанками украшали побеленные стены жилищ. Наряду с изделиями утилитарного характера встречались самостоятельные сюжетные композиции для декорирования стен жилья, потолочных балок, дверных косяков и окон. Среди сюжетов наиболее популярны Древо жизни (“Дрэва жыцця”), композиции с букетами и вазонами (“Жаночая доля”), вероятно встречались и фигуративные композиции с сюжетами изобразительного характера.
Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее не дорожили. По прошествии определенного времени старые вытинанки выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района. Среди приобретений были и местные бумажные вытинанки, которые «использовались местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.
Постепенно вытинанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белоруссов как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.
В 70 - 80-е годы ХХ века произошло возвращение традиционного искусства вытинанки в культуру нашей страны. Произошло это благодаря росту интереса в среде творческой интеллигенции к традиционному наследию. Тогда вырезанием из бумаги увлеклись профессиональный фотограф и журналист В.Дубинка, художники Н. и Г. Соколовы-Кубай, А. Лось, М.Воронецкий, Ю.Малышевский и др. Вырезанием вытинанок увлекался и известный деятель национального культурного возрождения ксендз В.Чернявский (д.Вишнево Воложинского района Минской обл.).
В 1995 году на III Международном фестивале кукольных театров Могилевский областной кукольный театр показал спектакль «Піліпка і ведзьма» (реж. А.Жюгжда, худ.Л.Микина), основу художественного решения которого составили вытинанки. Актриса-рассказчица с ножницами в руках как будто вырезает героев спектакля из бумаги, открывая окошки с сюжетами сказки. Спектакль отмечен искусствоведами как пример чистоты стиля и открытие совсем новой ветви в развитии белорусского кукольного театра. Отмечена так же и образовательная роль спектакля: «(зрителю) … открывается незнакомый “культурный слой”» (перевод с бел. Н.С.). Вытинанка называется «совсем неожиданной, забытой ветвью». Однако, использование силуэтного вырезания в театральном творчестве не ново. Известен вид традиционного народного кукольного представления «батлейка», который основывался на принципе театра теней. Внутри бумажного короба зажигалась свеча, на фоне которой происходило действие с рождественскими сюжетами. Этот же принцип использован молодым творческим коллективом для создания спектакля о происхождении города Крево и его знаменитых правителях (худ. Л.Скитович).
Действительно, еще лет 10 назад вытинанка в Беларуси была не так известна как сегодня. Об этом свидетельствует такой факт: І Республиканская выставка, организованная искусствоведом и мастером Т.Марковец при поддержке Министерства культуры Беларуси, собрала небольшое количество произведений и не получила достойного резонанса даже в среде искусствоведов и мастеров народного творчества. Поэтому выставка вытинанки «Папяровы сусвет» 2005 года ошибочно названа первой Республиканской. На ней наряду с коллекцией вытинанок народной умелицы Н.Одинец (д.Засмужье Любанского района Минской обл.) было представлено около 150 произведений современных мастеров вытинанки различных стилистических направлений. Тут можно было увидеть и графические работы в технике вытинанки (Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова, Е.Шалимо), и работы в объемно-пространственном решении (птицы А. Талерчик, ангелы Т. Лобуновой), и светильники, декорированные при помощи бумажных композиций (Ю.Веремей), макеты оформления сцены (И. Забело), вытинанки философского содержания (Н.Червонцева), и, конечно, традиционные композиции с мотивами деревьев и птиц (Л. Казаченок, Л. Горовая, Н. Сухая и др.)
В настоящее время вытинанка широко применяется в школе и внешкольных учреждениях образования и культуры для детского творчества. Популярна как техника графического искусства для оформления книг, плакатов, открыток, календарей (В.Дубинко, Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова).
Дизайнеры и оформители оценили выразительные художественные особенности вытинанки и используют ее в своем творчестве. Так, традиционные мотивы вытинанок использованы для оформления главной сценической площадки Международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске в 2002 году.
Более 10 лет существует единственная в Беларуси Молодечненская школа вытинанки. Создателем ее является известный мастер и глава творческой династии Червонцева В.Н. Две ее дочери Наталья и Елизавета, известные мастера с выразительным творческим почерком, сегодня преподают вытинанку на отделении декоративно-прикладного искусства Молодечненского музыкального училища им. М.К. Огинского. Из стен училища вышло несколько поколений вытинанщиков, которые работают в Гродно, Минске и других городах и регионах страны.
Сегодня сложно говорить об узко региональных особенностях традиционной вытинанки. Однако, живы еще носители этой традиции, детство которых захватило период активного бытования бумажной вырезки в крестьянской среде. Этот материал и подвергается сегодня активному изучению. Своеобразный эксперимент проводился Поставским Домом ремесел Витебской области. Найти аутентичные экземпляры начала прошлого века в районе охвата работы не удалось. Специалисты этого учреждения стимулировали лучших мастериц воссоздать по памяти старинные узоры.
Коллекция этнографических и современных вытинанок сохраняется в Музее древнебелорусской культуры института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы НАН Беларуси, Гродненском государственном историко-археологическом музее. Активная работа по обобщению материала по вытинанке ведется Витебской, Гродненской областными методическими службами отрасли культуры, районными Домами ремесел городов Браслав, Городок, Поставы Витебской области, Любанским районным Центром культуры Минской области и др.
В составе Белорусского союза мастеров народного творчества около 40 мастеров вытинанки. Наиболее известные: О. Бабурина, Н. Гамаюнова, Л. Горовая, О. Денисевич, В. Дубинко, Т. Лабунова, О. Маслова, С. Мулица, А. Овчинников, Г. Рудницкая, Н. Соколова-Кубай, А. Талерчик, Е. Червонцева, Н. Червонцева, Е. Шалимо.
Большинство мастеров не только творчески работают, но и преподают традиционное вырезание из бумаги в кружках и студиях.
Для организации преемственности и стимулирования мастеров к творчеству существует система конкурсных мероприятий как республиканского так и регионального уровня. Так, в году прошел І Республиканский праздник-конкурс мастеров вытинанки «Ажуныя фантазіі».

Сегодня вытинанка становится все более популярной, однако возникает много вопросов, которые следует озвучить:
- проблема поиска художниками и мастерами своего стиля (несознательное копирование известных образцов, тиражирование удачных приемов и образов особенно в среде начинающих);
- проблема соотношения декоративности и изобразительности в вытинанке;
- проблема интегрирования вытинанки в современную художественную (и жилую) среду.
Проблематика постоянно обсуждается мастерами секции вытинанки БСМНТ, вырабатываются определенные способы решения, высказываются позиции относительно данных вопросов. 60 % мастеров является «пишущими» популяризаторами этого искусства.








Работы иллюстрирующие статью двух мастеров vycinanka (Наталья Сухая) и palunisa (Ольга Бабурина)
Больше работ этих мастериц можно посмотреть в их журналах.
Автор статьи vycinanka (Сухая Н.А., председатель секции вытинанки Белорусского Союза мастеров народного творчества (БСМНТ).

МАСЕР-КЛАСС

Инструменты и материалы

Какой нож нужен для силуэтного вырезания?

Какой нож нужен именно Вам, я не скажу, не существует одного единственного правильного ножа на все случаи жизни:)
И нужен ли вообще Вам этот нож? Многие мастера работают ножницами, и как работают! Посмотрите мастеров силуэтного вырезания в . Тут единственно правильное решение - выбрать тот инструмент, который удобен именно Вам.
Я пользуюсь японским ножом "Olfa" для художественных работ. У "Olfa" есть целая серия таких ножей, а это значит, что каждый из них можно попробовать подержать в руках, посмотреть какой удобней ляжет в руку.
Мне в этом отношении повезло, я свой нож купила в интернет-магазине, абсолютно не задумываясь, будет ли он удобен в работе, но оказалось что мы с ним сразу "сроднились", у меня не было периода привыкания, о котором все так рассказывают:)
Сейчас я с чистой совестью могу рекомендовать эти ножи.
Я хотела бы обратить ваше внимание на другой важный момент. Если Вы решили остановиться все таки на ноже, а не на ножницах, то Вам следует обратить внимание на то, насколько легко можно найти в продаже сменные лезвия к этому ножу. Потому что лезвия тупятся очень быстро.
Причиной по которой я перешла с "Folia" на "Olfa" были как раз сменные лезвия. Лезвия "Folia" в нашем городе найти оказалось очень не просто. Продавцы очевидно полагают, что стоимость ножа настолько невелика, что при затуплении лезвий покупатель пойдет и купит новый нож:) С "Olfa" таких проблем нет, лезвия заказываются замечательно:)

Какую бумагу нужно использовать для силуэтного вырезания?
Тут история совершенно такая же, как и с ножами:))
Давайте я просто расскажу, какую бумагу использую я.
Я пользуюсь 3 видами бумаги:
для я использую бумагу для пастели "Folia" плотностью 130 g/m²;
для - картон "Folia" плотностью 300 g/m² и белую бумагу для черчения, на вскидку эта бумага 160-180g/m². Но я по прежнему в поиске:)
Я перепробовала множество бумаги, но пока остановилась на "Folia". Но у "Folia" есть один недостаток - эта бумага ограничена несколькими форматами, хотя у нее достаточно широкая цветовая палитра.
Так же как и с ножами, хочу сказать что это не единственно возможная бумага для вырезания, может быть в своем городе Вы найдете "что-то более другое" (как говорят в Одессе) и это "другое" окажется лучше. В любом случае нужно пробовать работать с разной бумагой, тогда вы быстрее найдете "свою" :)

Есть ли секреты вырезания?

Секретов никаких нет. Есть небольшие тонкости, которые надо учитывать:
1. Pабота ведётся от центра листа к периферии, от мелких элементов к более крупным. Последним вырезается внешний контур мотива.
2. Как бы не хотелось быстрее закончить работу, спешить нельзя! Будет обидно, если Вы "зарежете" работу нескольких дней.
3. Лезвие нужно менять при первых признаках затупления. Это достаточно часто. Как только вы заметите, что вырезанные элементы перестали легко выниматься из целого листа, следует менять лезвие. Еще одним признаком затупления являются заусенцы в уголках элементов.
4. Лучше не работать в плохом настроении:)

http://kimiburan.livejournal.com/



Мастер-класс предназначен для детей от 8 лет и старше.

Назначение : изготовление подарков.

Цель: развитие творческих способностей.

Задачи:

1. Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства - вырезка - вытынанка. Ознакомить учащихся с техникой выполнения.

2. Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

3. Воспитывать аккуратность, культуру труда.

Вытынанки — искусство вырезания из бумаги. Этот вид изобразительного искусства появился давно. Предположительно, в 7 веке в Китае. Хотя говорят, что-то подобное имелось и в трипольской культуре. Если уж говорить о корнях искусства вырезания узоров из бумаги, то надо сказать, что зародилось оно в 9 столетии в Китае одновременно с изобретением и распространением бумаги.

Для работы нам потребуется:

цветной картон;

клей ПВА;

кисточка;

ножницы обычные;

канцелярский скальпель;

фоторамка;

трафарет цветов (фото 2.).

коврик для вырезания.

Пошаговое изготовление поделки:

1. Для начала нужно выбрать рисунок-шаблон. Нужно помнить, что при выборе рисунка-шаблона необходимо обращать внимание на линии. Необходимо, чтобы они все не соединялись как при обычном рисунке, а как бы состояли из отдельных элементов. Можно воспользоваться специальными шаблонами для вытынанки, которые можно найти на просторах интернета. Шаблон можно распечатать на принтере, нарисовать самостоятельно или перевести с помощью копирки, например из любимой раскраски.

Рекомендации : когда с шаблоном определились более слабым учащимся можно на рисунке закрасить простым карандашом области, которые нужно вырезать, чтобы было проще понять какие именно части рисунка нужно вырезать.

2. После того как вы определились и нанесли шаблон на бумагу, начинаем вырезать наш рисунок. Не забудьте подложить под него коврик для вырезания.

Начнем вырезать рисунок снизу, вырезая поочередно все детали.

3. При вырезании прямых линий можно воспользоваться линейкой.

4. Когда все детали внутри шаблона вырезали, нужно обрезать шаблон по контуру.

5. Итак, наша вытынанка готова (фото 9.), начинаем подбирать фон для вытынанки.

6. На цветной картон приклеиваем нашу вытынанку (наносим клей на ту сторону, с которой вырезали) . За основу можно выбрать любой цвет, который вам понравился.

7. Для того чтобы наш подарок оригинально смотрелся, помещаем его в фоторамку.

Вытынанки — очень увлекательное занятие, красиво, необычно и потрясающе!