Сценарий вечера на военно-патриотическую тему «Чтобы помнили…. Военно-патриотическая сценка "В лесу прифронтовом" материал (3 класс) на тему Военно патриотическая сценка

Зарубина Нина
К 9 мая. Сценка «Военный совет» З. Колобанова» (подготовительная к школе группа)

В землянке танкисты ждут возвращения командира из штаба. Поют песню под гармонь. Возвращается З. Колобанов

1 танкист : Смирно!

Колобанов : Вольно, садитесь, ребята! Значит так! Нам дан приказ остановить танковую колонну , которая движется на Красногвардейск.

2-й танкист : А сколько там танков?

Колобанов : По данным разведки, около 43 .

3-йтанкист : Ого! А когда прибудет подкрепление?

Колобанов : Подкрепления не будет. Нам нужно справляться своими силами.

4-й танкист : По моему, это самоубийство. Пятью танками 43 не остановить.

5-й танкист : Это приказ! А приказы не обсуждают!

6-й танкист : Если нужно – умрём, командир!

Колобанов : Нам не умереть, нам победить надо!

1-й танкист : Тогда давайте думать, что будем делать? Времени у нас мало.

Колобанов : Дайте карту (думает) . Так, вот, смотрите – дорога на Мариенбург делает крутой поворот. Слева и справа болото. Удобное место для засады.

2-й танкист : Объясни, командир!

Колобанов : Если отсюда подвести танки вот в эти точки. Свой танк я поставлю вот сюда, окопаемся и замаскируемся. Дорога отлично простреливается. Если подбить первую и последнюю машину, немцам некуда будет деваться. Их можно будет уничтожить.

3-й танкист : Отличный план! Это может сработать!

4-й танкист : Рискованно! Но это единственный шанс!

Колобанов : Тогда за дело!

Самоубийца, слышу за спиной.

Но, знаете, на том, на этом свете ли

Я не вступаю в безнадёжный бой,

Там выход был – вы просто не заметили.

Стратег! Ну да! Возможно я такой!

Один клинок на сотню небожителей.

Я не вступаю в безнадёжный бой.

Я собираюсь выйти победителем.

1-й танкист :

Ну что ж, прощай!

Я скоро за тобой.

Наверно не успеешь и соскучиться.

Все танкисты :

Мы не вступаем в безнадежный бой

Колобанов : Немецкая колонна появилась в два часа дня. Захлопнув люки, танкисты замерли на своих местах. Пропустили три мотоцикла.

1-й танкист : И вот приближаются окрашенные в темно-серый цвет фашистские машины. Танки шли на сокращенных дистанциях, подставляя борта орудию «КВ» . Один, второй, третий…

2-й танкист : Головной танк загорелся от первого же выстрела. Аналогичная участь постигла второй. Потом смогли поджечь два последних.

3-й танкист :

Все это было так :

В молчании суровом

Стоит тяжелый танк,

В леске замаскирован,

Враги идут толпой

Железных истуканов,

Но принимает бой

Зиновий Колобанов .

4-й танкист :

И сквозь разрывов грохот

Мир смотрит на равнину,

Где старший лейтенант

Повел на бой машину.

Он бьет врагов подряд,

Как богатырь былинный,

Вокруг него лежат

Подбитые машины,

Уже их двадцать две,

Как бурей разметало,

Они лежат в траве

Обломками металла.

5-й танкист : Посчитав задачу выполненной, мощный «КВ» устремился на прорыв. И вскоре машина достигла окраины совхоза «Войсковицы» , где Зиновий Григорьевич встретился с командирами подошедших танков.

6-й танкист : За этот бой командир 3-й танковой роты старший лейтенант Колобанов был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Сценарий на военно-патриотическую тему

Разработали обучающиеся 9 класса.

Классный руководитель Короткова В.С.

I .Звучит довоенный вальс.

Танцуют выпускники. Резко останавливаются от грохота взрывов. Мальчики подняли головы вверх, девочки повёрнуты к зрителю.

Девочки поют под фонограмму

«Ах, война, что ж ты сделала подлая

Стали тихими наши дворы

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили,

и ушли за солдатом солдат

До свидания мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.»

II . Звучат слова Левитана «Говорит Москва!....

Мальчики в военной форме строем выходят под слова песни

«Горит и кружится планета

Над нашей родиною дым

И значит, нам нужна одна победа

Одна на всех мы за ценой не постоим!»

Командир: Бойцы! Наша Родина в опасности! Слушайте приказ! Ни шагу назад! Наша цель – бить врага, освободить нашу землю от фашистской нечисти!»

Нас ждёт огонь смертельный

И всё ж бессилен он

Сомненья прочь уходит в ночь отдельный,

Десятый наш десантный батальон

III . Звучит колокольный звон

1-я девочка: Что это? Ты слышишь?

2-я девочка: Это колокола. Колокола памяти…

3-я: Памяти? А разве такие бывают?

1-я: Бывают! Смотри!

Звучит музыка из оперы «Орфей и Эвредика» на сцену выходят женщины в чёрном, в руках держат свечи

1-я: Грустные ивы склонились к пруду

Месяц плывёт над водой

Там у границы стоял на посту

Ночью боец молодой

2-я: В тёмную ночь он не спал, не дремал,

Землю родную стерёг-

В чаще лесной он шаги услыхал

И с автоматом залёг

1-я Чёрные тучи в тумане росли.

Туча на небе темна.

Первый снаряд разорвался вдали-

Так началась война

IV . Выходят уставшие солдаты. Поют

«Мы так давно, мы так давно не отдыхали

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

а завтра завтра нам идти в последний бой!

Ещё немного, ещё чуть-чуть.

Последний бой, он трудный самый!

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму.»

V. Почтальон

Треугольником сложен пожелтевший листок …

Почтальон разносит письма с фронта, среди которых есть похоронки

Тексты писем

Мама! Завтра я умру! Мне всего лишь 24, ведь я так мало сделал. Мне хочется жить, чтобы громить фашистов! Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдал победе. За народ умереть не страшно. А как хотелось бы пожить, посмотреть, какая будет жизнь…

Похоронка. Рядовой Петров Алексей Иванович погиб смертью храбрых близ села Краснополье

Звучит песня «Он не вернулся из боя»

Выходят девочки.

Как было много тех героев, чьи неизвестны имена

Навеки их взяла с собою в свой край неведомый война

Они сражались беззаветно, патрон последний берегли

Их имена приносит ветром, печальным ветром той войны

Миллионы солдат отдали свои жизни за Родину, за то, чтобы жили мы под мирным небом, чтобы мы были счастливы

Миллионы детей остались без отцов, матерей, братьев, сестёр

Миллионы женщин стали вдовами

Миллионы девушек проводили своих любимых на фронт, большинство не дождались, но в их сердцах оставалась надежда…, потому что в каждом письме они читали строки «Жди меня, и я вернусь…»

Выходят мальчики в военной одежде

Читают по две строки из стихотворения Симонова

«Жди меня, и я вернусь…»

в заключении звучит песня «Эхо» в исполнении ученика и ученицы...

Стася
Сценарий военно-патриотической праздничной игры «Один день из армейской жизни» для учащихся

Цель данного мероприятия :

Организация досуга детей

Празднование дня защитника отечества

(военно -спортивная игра проходит в виде путешествия по станциям)

Задачи мероприятия :

Воспитание патриотизма, любви к Родине , уважения к Российской ар-мии;

Развитие мышления, воображения, ловкости;

Установление дружеских отношений между детьми и взрослыми, при-влечение работников детского дома в организации досуга воспитан-ников.

Оборудование и инструменты : компьютер, колонки, флаг РФ, плакат и рисунки на военную тему , таблички с названием станций, мар-шрутные листы, отличительные знаки двух команд (косынки зеленого и си-него цвета хакки, бинты, ножницы, булавки, карточки с заданиями, звезды на самоклейке.

Место и время проведения : КГБОУ Детский дом 34, 22.02.2012 г.

Команды участников : учащиеся 7-8 класса

Руководитель : Бородай А. В.

Ход мероприятия

День защитника Отечества – это праздник не только профессиональ-ных военных , но и всех мужчин. Поэтому в этот день принято поздравлять и тех, кто прошёл службу в армии, и тех, кто находится на службе в данный момент, и тех, кому это предстоит в будущем.

Хорошим подарком для мальчишек будет спортивный праздник . Как лучше организовать его для детей, чтобы они не только соревновались, но и узнавали много интересного о службе в армии? Как вовлечь в него девочек?

Правила игры и участники

В соревнованиях принимают участие учащиеся 5-8-х классов по 6 че-ловека в команде. Девушки выступают в роли болельщиц и помощниц на отдельных этапах.

Программа соревнований

Программа праздника включает :

Торжественное открытие военно-патриотической игры “ Один день из армейской жизни” ;

Прохождение станций-заданий участниками игры ;

Подведение итогов игры , награждение победителей и призеров;

Организация игры

Начало игры

Раздаются фанфары, звучит команда «Парад равняйсь! Смирно» . Ко-манды построены на свои заранее обозначенные места. Командиры отрядов сдают рапорт судье при участниках.

Рапорт командира : Товарищ главный судья, команда (название коман-ды, наш девиз (говорят девиз, на военно -патриотическую игру посвящен-ную празднику Дню защитника отечества, построен. Командир команды (Ф. И. О.) .

Приветствие главнокомандующего :

23 февраля – День защитника Отечества . Этому знаменательному дню посвящается наша игра. Сейчас, как и в былые времена, наша армия гордит-ся своими победами. У нее славное прошлое и, надеемся достойное буду-щее. А будущее нашей армии - это вы, наши сегодняшние мальчишки и дев-чонки. От того, какими вы вырастете, зависит мощь нашей армии. Поздрав-ляю вас и всех присутствующих в этом зале с наступающим Днем защитни-ка Отечества.

Равнение на флаг (Звучит гимн России)

Военно -патриотическая игра “Один день из армейской жизни ” объяв-ляется открытой.

Ведущая Бородай А. В. ознакомляет с программой праздника .

Команды равняйсь, смирно. И так мы начинаем. Сегодня это не про-сто спортивный зал, а ваше место боевых сражений. Оно будет состоять из трех туров.

1. Тур. «Десантирование на место сражения» , где вам нужно будет пройти полосу препятствий, добыть и собрать карту для дальнейшего про-хождения игры .

2. Тур «Военная подготовка » - в соответствии с картой прохождение станций, на которых вы покажите свою военную подготовку .

3. Тур «Боевое сражение» , где вас ждет финальное испытание, на ко-тором вы покажите свою боевую мощь и меткость.

После этого начинается первая часть праздника , 1 тур – «Десантиро-вание на место сражений»

Командам необходима пробежать по лавочке, пройти через тоннель в котором отыскать один из элементов карты , выйдя из тоннеля выполнить кувырок на мате, вернуться к команде и положить готовый элемент карты на стул. Следующие участники повторяют данные действия. После сбора всех элементов карты, команда преступает к ее сбору (мозаика) .Выполнив сбор капитан поднимает руку.

(после этого команда скрепляет все элементы карты с помощью скотча) .

После сбора карты команды отправляются на второй тур – «Военная подготовка » .

Станция 1 – «Рота, подъем!»

Инвентарь : спортивная короткая форма (футболка, шорты) .

Для игроков подготовлены комплекты спортивной одежды – футбол-ка, шорты. Их задача по команде «Подъем» одеть форму поверх своей оде-жды за 15 секунд. Только полностью одетый и в опрятном виде считается выполнившим задание. За опрятный внешний вид и хорошую осанку уча-щимся дополнительно начисляется 1 звезда.

Станция 2 - «Мозговая атака»

Инвентарь : листы бумаги и карандаши.

Задание : за определенное время назвать воинские звания и рода войск. Оцениваются количество и правильность названий. Время выполнения за-даний – 3-4 мин. Команда, давшая наиболее полный ответ, получает 2 звез-ды.

Для справки :

Виды Вооруженных Сил :

Военно-воздушные силы (ВВС) - штурмовая истребительная, армей-ская , стратегическая авиация;

Военно-морской флот (ВМФ) - надводный, подводный;

Сухопутные войска - танковые, артиллерийские, инженерные, спец-наз.

Рода войск :

1. Космические войска.

2. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) .

3. Воздушно-десантные войска (ВДВ)

Воинские звания :

рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, младший прапорщик, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии.

Верховный Главнокомандующий- Президент России.

Станция 3 – «Медсанчасть»

Инвентарь : бинты и вата.

Главный судья на станции : медицинская сестра.

Задание : за определенное время команда должна наложить ватно-марлевую повязку на руку, ногу, голову. Оценивается правильность и акку-ратность выполнения задания – от 2 до 4 звезд.

Станция 4-«На привале»

Главный судья на станции :

Викторина

Про кого говорят, что он ошибается только один раз ? (Сапер)

Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)

Как называется наплечные знаки военного ? (Погоны)

4. Что означает слово таран? (Прямой удар самолета, танка, корабля.)

5. Какие виды холодного оружия вы знаете? (Булава, меч, шпага, нож, штык, сабля.)

6. Какой год считается годом рожденья Красной Армии ? (1918- й) .

7. Какое лекарственное растение используют при ушибах и ссадинах?

(Подорожник)

8. Какие лесные растения или их часть применяют для заварки чая?

(Листья земляники, малины, брусники.)

9. Как называется подросток – самый младший матрос на корабле? (Юнга)

10. Что общего между деревом и винтовкой? (ствол.)

Станция 5. «КПП»

Главный судья на станции :

Ребятам предлагается поработать связистами, которые расшифровы-вают с помощью ключа разные шифрограммы, содержащие донесения раз-ведчиков.

Каждой команде раздается карточка с шифровкой и ключом. За отве-денное время, кто быстрее и правильнее расшифрует.

Карточка 1.

25, 19, 1, 2, 3, 12, 6, 18, 20,

18, 12, 6, 3, 1, 15, 19, 4, 15, 17,

15,.22, 17, 1, 14, 31, 30, 19, 5, 3, 6,

16, 20, 25, 11, 9, 15, 5, 9, 14, 19, 1, 14, 11.

(Зашифрованный текст карточки : штаб в лесу, слева от гор, охраняют две пушки, один танк ).

Карточка 2.

15, 22, 17, 1, 14, 1, 13, 15, 18, 19, 1

5, 3, 1, 19, 1, 14, 11, 1, 8, 1, 17, 6, 11, 15, 10,

18, 12, 6, 3, 1, 3, 15, 3, 17, 1, 4, 6, 15, 5, 9, 14,

(Зашифрованный текст карточки : охрана моста - два танка за рекой слева, в овраге один танк ).

Карточка с ключом шифра :

а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ш щ ъ ь э ю я.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 23 24 25 26 27 28 29 30 31.

Третий тур «Десант в бою»

Инвентарь : Воздушные шары (16 шт., скейт (2 шт., дротики (2 шт., маты (2 шт.) .

Задание : По сигналу первый участник ложится животом на скейт и движениями пловца «приплывает» к гимнастическому мату, оставляет там скейт, где его ждет судья. Участник выполняет кувырок на мате, получает два дротика и стреляет в воздушный шарик весящий на стене, у игрока две попытки затем выполняет кувырок вперед или назад на мате, ложиться на скейт и возвращается к команде передовая эстафету следующему участнику, который продолжает игру. По окончанию конкурса подводятся итоги. Ко-манда пришедшая на финиш первой получает 2 звезды, за каждые два сби-тых шара дополнительная звезда.

После завершающего этапа команды строятся. Главный судья коман-дует :

Равняйсь, смирно! Прошу капитанов сдать карты прохождения эта-пов.

Карты со звездами сдаются жури, которое подводит итоги пока глав-ный судья говорит завершающее слово.

Вот и подошла к завершающему этапу наша сегодняшняя игра. Се-годня в этом зале вы показали и проявили боевую мощь и отвагу. Вы все как единый отряд, как одна сплоченная команда прошли все испытания нашей игры . Подводятся итоги игры , сладкими призами и военными играми на-граждаются победители и участники игры .

Команды равняйсь, смирно. Игру «Один день из армейской жизни » объявляю закрытой». Поздравляю всех участников и присутствующих в этом зале с Днем защитника отечества (аплодисменты) .

Организованный уход с праздника .

Альбина Колягина
Патриотическая сценка

Сценка «Разговор на перемене»

М. - Надоело все! Уроки, контрольные, домашка! Скорей бы закончить 11 класс и уехать.

Н. – Далеко собрался?

М. - В Бразилию!

Я. - В Бразилии круто, там тепло, в море можно купаться.

Н. – Карнавал в Рио-де-Жанейро!

Настя– А еще толпы безработных местных из трущоб. Я видела по телеку, что там запросто среди дня могут обворовать туристов.

К. – А я бы хотела жить в Италии! Там столько памятников! Я бы гуляла по улицам Вероны и обязательно отыскала бы дом Джульетты.

М. - Зачем тебе?

К. – Это же так романтично!

Н. – Нет, жить нужно там где передовые технологии развиваются.

Я. – В Южной Корее что ли?

Д. – Или Америке.

М. - А ты Игорь, где хотел бы жить?

И. - Здесь, в России.

Я. - Игорь у нас патриот , он на самолете боится летать.

И. - Не боюсь. Мой прадед, ветеран, всегда говорил : Где родился, там и сгодился.

Настя. - Сколько лет твоему дедушке?

И. - Было бы 89, он умер уже.

Я. – А много у него медалей?

И. – Много, ведь он через всю Европу прошел, где он только не бывал, но говорил, что всегда думал о своей деревне.

Настя. – Он наверно был ранен?

И. - Конечно! И не один раз. Однажды он отстал от своих, и начался обстрел. Пуля попала ему прямо в ногу. Он не мог дальше идти и просто скатился в овраг. Сколько он там пролежал, не помнил. Потом его подобрал совершенно незнакомый человек и отвез на телеге в госпиталь. Можно сказать он жизнь прадеду спас. А дед даже не узнал, как его зовут.

Я. – Мой прадед тоже воевал.

К. – И мой.

И. - Они воевали, за то, чтобы мы спокойно жили в своей стране. Поэтому я не хочу уезжать отсюда.

К. – Я тоже хотела бы жить в России, здесь все мои родственники, друзья.

Я. – А я бы уехал в Европу!

И. - Если все станут уезжать в Европу или Америку, кто защитит твоих родителей, если случится война?

Я. - Ты Игорь!

И. - Меня одного маловато будет.

М. - Ладно, уговорил, остаюсь жить в России. (Встает и берет рюкзак)

К. – А куда ты пошел?

М. – Историю учить, завтра контрольная. Прорвемся!

Публикации по теме:

Новогодняя сценка для детского театра «Волшебная звезда» Сценка написана мной для кружка из 6 человек (4–5 лет) Новогодняя сценка «Волшебная звезда». Действующие лица: Снегурочка.

В нашей стране много праздников, но самым великим без сомнения является День Победы. Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего.

Накануне празднования Дня России в казачьем детском саду "Малыш" была проведена патриотическая акция "Россия - это сила!" Патриотическое.

Патриотическая программа «Там русский дух, там Русью пахнет» Патриотическая программа «Там русский дух, там Русью пахнет» “Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других.

Военно-патриотическая игра: «Зарница» Цель игры: создать радостную, торжественную атмосферу праздника; прививать детям потребность в.

Военно-патриотическая игра «Зарница» для детей подготовительных групп. 2015-2016 учебный год. Цель игры: создать радостную, торжественную.

Null13 мая 2016г. в МБДОУ «Детский сад № 46 прошла военно – патриотическая игра «Зарница», в ней участвовали две подготовительные к.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Сценарий

вечера на военно-патриотическую тему «Чтобы помнили…»
Посвящается двадцатилетним,

Прожившим так мало,

Прожившим так много!

На фоне мелодии из песни «Журавли» читается стихотворение:

Ведущий 1.

Уходили парни

Из Афгана

Через перевалы

И Саланг…

Уходили парни

И была молитва,

Как спасение,

Что парней

Убережет аллах…

Не забыть февраль и воскресение,

Радость и улыбки

На устах.

Ведущий 1. Саднящая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких. Для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат - это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь, а с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна славянская фамилия…

Чтобы сегодня ни говорили, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, защищают южную границу СССР. Выполняют приказ Родины.

Чести русского оружия в Афганистане они не уронили. И не проиграли ту войну, ведь проигрывает войну не солдат.

Ведущий 2. Как начинался Афган…

Весна 1979г... В Афганистане полным ходом идет гражданская война.

11 августа Х. Амин настоятельно просит послать в Кабул советские подразделения. Просьбу удовлетворяют.

10 декабря на коллегии Минобороны Д. Ф. Устинов сообщил, что, очевидно, будет принято решение о вводе войск в ДРА.

12 декабря на заседании политбюро ЦК КПСС (Л.И.Брежнев, М.А.Суслов, В.В.Гришин, А.П.Кириленко, А.Я.Пельше, Д.Ф.Устинов, К.У.Черненко, Ю.В.Андропов, А.А.Громыко, Н.А.Тихонов, Б.Н.Пономарев) единогласно принято решение ввести советские войска в Афганистан.

Чтец 1.

Время выбрало нас,

Закружило в афганской метели,

Нас позвали друзья в грозный час,

Мы особую форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало нас!

По страницам времён

Под победные марши шагали.

Много славных российских имён

На гранитную вечность вписали.

И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Нас бросала на доты не раз

Непреклонная дерзость героев.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало нас.

Ведущий 1. В разное время в Афганистане, как тогда считалось, «выполняли интернациональный долг» более 300 ельчан. Они оставались верными воинской присяге, выполняли приказ, как и положено воинам, проявляя при этом мужество и отвагу. Семеро из них погибли. Вспомним их поименно (на экране фотографии погибших , звучит фонограмма «Рома», А. Маршала).

Александров Геннадий Петрович.

Лейтенант, родился в 1958 году в городе Ельце. В 1980 году при совершении марша танковой колоны снайпером был убит механик - водитель танка. Танк потерял управление и упал в ущелье. Весь экипаж, в том числе и лейтенант Александров погибли. Награждён Грамотой Президиума Верховного Совета СССР "Войну - интернационалисту".

Головачёв Евгений Александрович .

Рядовой, родился в 1961 году в селе Хитрово Елецкого района. Всего принял участие в 29 операциях. В ходе последней операции в 1981 году оперативно ликвидировал пожар БМП, подожжённой выстрелом из гранатомёта, помог эвакуировать раненого товарища. Когда же сам вылез из машины, был убит гранатой, брошенной из дувала.

Награждён орденом Красной Звезды, Грамотой Президиума Верховного Совета СССР "Войну - интернационалисту", медалью "Войну - интернационалисту".

Попков Алексей Владимирович .

Сержант, родился в 1960 году в городе Ельце. В 1981 году в ходе боевой операции подорвался на мине, был тяжело ранен. Командир взвода стал выносить его с поля боя, и они подорвались вторично. Награждён орденом Красной Звезды.

Меренков Павел Васильевич .

Сержант, родился в 1960 году в городе Ельце. В 1982 году погиб, выполняя боевое задание. Награждён орденом Красной Звезды, Грамотой Президиума Верховного Совета СССР "Войну - интернационалисту", медалью "Войну - интернационалисту".


Попов Юрий Александрович.

Сержант, родился в 1964 году в посёлке Каменский Елецкого района. В 1984 году погиб при выполнении боевого задания. Награждён орденом Красной Звезды, Грамотой Президиума Верховного Совета СССР "Войну - интернационалисту", медалью "Войну - интернационалисту".

Иванов Геннадий Николаевич.

Рядовой, родился в 1967 году в городе Ельце. В 1987 году во время боевых действий в районе города Кандагар получил ранение в голову и умер от ран. Награждён орденом Красной Звезды, Грамотой Президиума Верховного Совета СССР "Войну - интернационалисту", медалью "Войну - интернационалисту".

Татьков Олег Николаевич .

Рядовой, родился в 1968 году в городе Елец. Погиб 17 апреля 1988 года при выполнении боевой задачи на перевале Саланг. Награждён орденом Красной Звезды, Грамотой Президиума Верховного Совета СССР "Войну - интернационалисту", медалью "Войну - интернационалисту".

Ведущий 2.

Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг!

Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка. Ждут своих любимых несостоявшиеся невесты.

Чтец 2.

Мама, тебе эти строчки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне.

Приятели, книжки, Елецкие споры –

Все сказка, все в дымке, как снежные горы.

Пусть так. Возвратимся-оценим вдвойне!

Чтец 3:

Горит звезда над городом Кабулом.

Горит звезда прощальная моя.

Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,

Когда на снег упал в атаке я.

И я лежу, смотрю, как остывает

Над минаретом синяя звезда.

Кого-то помнят или забывают

А нас и знать не будут никогда. . .

Горит звезда декабрьская, чужая,

А под звездой дымится кровью снег.

И я слезой последней провожаю,

Всё, с чем впервые расстаюсь навек.

Ведущий 1. Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

Чтец 4:

Стихов написано про горы

Число такое, что не счесть,

Но только эти горы - горе

Хотя и в горе что-то есть.

Вокруг такая тишина,

Что слышен дальний лай шакала,

У нас же снова ночь без сна,

И ждём короткого привала

Мы в горы делаем бросок,

В желудке пусто, в фляге пусто,

А на зубах скрипит песок,

Как будто ем я что-то с хрустом.

Песок скрипит, тропы не видно,

И каждый шаг - нелёгкий шаг.

И вдруг становится обидно,

Что ускользает снова враг.

Вокруг такая тишина,

Что слышен шёпот за три метра,

Да, эта странная война

Нас опалила знойным ветром.

Не верю этой тишине,

Горам безмолвно я кричу:

«Вы что-то гасите во мне,

Как догоревшую свечу»

Но зубы сжав и автомат,

От пота вытерев лицо,

Шепчу себе, что путь назад

Свободен лишь для подлецов.

И я иду в безмолвье ада,

И я иду в безмолвье ада,

Раз надо Родине,

Раз надо Родине,

Раз надо Родине -

Мне надо!

Чтец 5:

Я меняю седьмой экипаж –

Каково воевать на чужбине!

Наш вчерашний к душманам вояж

Завершился на вражеской мине.

Мой механик-водитель спокоен

И, раненье не приняв в расчёт,

Четверых вынес нас с поля боя,

Задыхаясь, шептал: «Пронесёт».

Он за пятым пошёл «на ура»,

Дай-то бог ему вынести ношу,

Но ударили враз снайпера.

Словно в «яблочко», в сердце Алёши.

Он лежал у меня на руках,

Как моя неизбывная рана,

На прощанье три слова сказал:

«Мужики, сберегите гитару...»

Что ж, гитара теперь - сирота

На гвозде в нашей ротной каптёрке,

И хозяин не тот, да и песня не та,

И в казарме пустует галерка.

Только раз выпадает нам жизнь,

И второй мы взаймы не одолжим,

Но от пули соседа прикрыть

Кто-то должен в бою, кто-то должен.

Ночь придется в афганском краю

Мне со смертью венчаться на пару,

Я Алёши слова повторю: «Мужики, сберегите гитару...»

(Песня под гитару)

Ведущий 1.

15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:

Наша боль и опасений тень

С вашими тревогами слились,

Наконец настал последний день,

Наконец его мы дождались.

Кто вставал, кто падал под огнём,

У судьбы не спросишь что - кому,

Девять лет вы жили этим днём,

Девять лет с боями шли к нему.

Как измерить боль горячих ран?

Облегчить как горе матерей?

Будет сердце жечь Афганистан

И в объятьях Родины своей.
15 февраля 1989 года для многих стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжёлый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив...».
Ведущий 2. Те «афганцы», кто вернулся, в большинстве своем смогли преодолеть «афганский синдром», получили образование, стали хорошими специалистами, создали семьи, растят детей. Однако здоровье у многих подорвано, возникают другие проблемы.

В настоящее время в Ельце действуют городская и районная общественные организации ветеранов Афганистана и фонд инвалидов, предприятия ООО «Град» и «Серпантин».

Вместе они стараются помогать семьям погибших не только в Афганистане, но и в Чечне. Ведут военно-патриотическую работу в учебных заведениях, при необходимости выступают в защиту прав тех, кому довелось служить в горячих точках, содействуют в решении их бытовых и других вопросов.

Ведущий 1. 15 мая 1992 года в Засосенской части города (ул. Я.Фабрициуса) был открыт памятный знак воинам-афганцам.

Силами бывших «афганцев» на городском кладбище была возведена часовня в память о погибших в горячих точках (фото). 16.05.2008 года прошло освящение часовни.

Чтец 6.

Застыли на курганах обелиски

Застыли, охраняя тишину.

Они нам не заменят близких,

Отдавших жизнь в прошедшую войну.

Они нам не заменят близких,

Отдавших жизнь в афганскую, чеченскую войну.

Мы на лицо холодного гранита

Кладем цветы, но плачем не навзрыд

И говорим: «Ничто не забыто,


Никто из павших не забыт».

Ведущий 1.

Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное её огнём, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны. Мы ушли из Афганистана. Но не все пули извлечены. И эта рана заживёт нескоро. И мы обязаны протянуть руку помощи тем, кто честно выполнил приказ, и чтобы война для них, наконец, закончилась.

Чтец 7:

Я снова куда-то спешу, как всегда,

Сквозь встречи, прощанья и споры,

А память несёт меня снова туда,

Где к небу вздымаются горы.

Где пылью «афганец» закрыл небосвод

И солнце в зените пылает,

Где долго над взлётной кружит самолёт

И веер ракет рассыпает.

Где горы берут гарнизоны в кольцо

В молчанье недобром и жутком,

Где серым от пыли бывает лицо

И потом пропитана куртка,

Где в горы под утро уходит отряд,

Тропа между сопками вьётся,

Где снова душманские пули свистят

И кто-то опять не вернётся.

И нужно не струсить, решиться, успеть

И выполнить к ночи задачу -

Судьба нас разделит на жизнь и на смерть

И каждому долю назначит.

А память мне снова уснуть не даёт -

И борется смелость с испугом,

И вновь меня память под пули ведёт

И плачет беззвучно над другом.
Интервью с афганцами:

На ваш взгляд, каковы главные уроки той войны?


- Пережитое – невозможно забыть. А как начиналась ваша служба, как вы входили в чёткий армейский ритм, чем вам запомнился Афганистан?
- Солдатская служба слагается не только из трудностей и проблем. Нет. Я думаю, что немало было радостей и светлых минут. Помните ли вы подобные эпизоды сегодня?
- У нашего народа испокон веку считалось, что помочь другу, спасти его – высшая честь. Этот неписаный принцип помогал советским воинам побеждать в годы Великой Отечественной войны, помогал он и на земле Афганистана. А с вами подобные случаи были…(вопросы для разговора)