Техника шибори батик схемы. Японский узелковый батик - шибори. Техника Итаджими шибори: эффект плиссе

Японский узелковый батик - шибори

ШИБОРИ - слово японское, оно происходит от глагола Shiboru, который обозначает связывать, прессовать. Это понятие обозначается английским словом, так как ему нет аналога, оно обозначает множество различных методов, способствующих защите запланированных участков ткани от окрашивания с помощью завязывания узелков, прошивания и стягивания нитями, складывания по типу оригами, плиссирования, скручивания, плетения и т. д. Известно около 15 видов техник «шибори» и некоторые из них настолько трудоёмки, что овладеть ими очень сложно.

«Прошивной батик» или «стёжка-стягивание» (по японски ори-нуи или маки-нуи шибори). С помощью этой техники можно получить очень разнообразные по структуре и живописные геометрические рисунки на ткани.

Для урока необходимо иметь:

  1. Кусочек ткани (белая или светлоокрашенная бязь) размером около 30-40 см по стороне квадрата. Можно взять ткань от старого постельного белья (она мягкая и хорошо впитывает красители и краски).
  2. Простой, мягкий карандаш.
  3. Прочные нитки для прошивания (лучше хб № 30-10).
  4. Красители. В данном уроке можно любые(порошковые анилиновые, жидкие анилиновые, «Гамма» под запаривание или "Гамма" акриловая, проционовые или любые универсальные акриловые краски серии «хобби», например «Jacquard»).
  5. Кальцинированная сода (необходима только для «Гаммы» под запаривание или проционовых красителей).
  6. Швейная игла.
  7. Шприц для инъекций без иглы.

В этом мастер-классе я использовала красители «Гамма» под запаривание. Но, проделав опыт окрашивания хб ткани, предварительно пропитанной раствором соды, убедилась, что закрепление прошло замечательно и запаривать паром нет необходимости. Поэтому рассказываю все свои шаги, относительно «Гаммы».

Предварительно приготовим раствор кальцинированной соды в горячей или тёплой воде из расчёта четверть стакана соды на 1 литр воды. Размешиваем раствор до исчезновения в нём порошка.

Берём приготовленный кусочек ткани и произвольно на нём рисуем простым карандашом три разных геометрических линии.

По первой линии прокладываем самый простейший стежок «вперёд иглой», предварительно завязав на конце нитки узелок (и далее на всех стежках).

По второй линии прокладываем стежок «вперёд иглой», но ткань складываем по карандашной линии вдвое и отступаем от края 2-4 мм.

По третьей линии прокладываем так называемый стежок «через край», также сложив ткань вдвое.

Получили вот такую «картину»

Все три прошитых строчки аккуратно стягиваем до предела, как можно плотнее. Вдеваем конец нитки в иглу и, придерживая пальцами туго стянутую ткань, каждую строчку закрепляем «узелком» во избежание распускания.

Получится вот такая "кукла"))).

Погружаем ткань в заранее приготовленный раствор кальцинированной соды и выдерживаем 20-30 минут.

Отжимаем излишки раствора и раскладываем на полиэтилен.

Поливаем из шприца красителем тёмного цвета. В моём случае фиолетовой «Гаммой».

Основная работа проделана. Помещаем окрашенный свёрток в полиэтиленовый пакет и оставляем на сутки. Если поместить пакет в тёплое место (в слабо прогреваемую духовку 40-50 градусов Цельсия с открытой дверцей или на батарею), то достаточно подержать 5-6 часов.

Вынимаем ткань из полиэтиленового пакета и промываем вначале в холодной, затем в тёплой воде. Аккуратно распускаем строчки, простригнув в нескольких местах нитки вспарывателем или тонкими ножницами, выдёргиваем их. Окончательно стираем туалетным мылом или шампунем.

После высыхания наш образец проглаживаем утюгом. Работа закончена.

Вот такие красивые узоры мы сегодня научились окрашивать. Они могут быть дополнительным украшением и отделкой к основному рисунку, но могут быть самостоятельным узором. Из таких геометрических строк можно формировать очень сложные композиции.орнаментов.

PS: Если для окрашивания применять краски на основе акрила, то предварительно замачивать в растворе соды не нужно. Достаточно окрасить сухую ткань красителем, положить на полиэтилен, спустя 2 часа, подсушить феном и закрепить утюгом, соблюдая инструкцию к краске. Стирать изделие после закрепления утюгом.

Применяя порошковые красители, производить окрашивание строго по приложенной инструкции.

А может быть и так:

Itajime Для начала, сложите ткань гармошкой.

Сложите ее снова в другом направлении - опять же, как гармошку. Поместите его между двумя кусками дерева или любого объекта плоской формы , и привязать его вместе с нитками или резинками.

Араши Она начинается с обматывания ткани вокруг пластиковой трубы ПВХ по диагонали. После того, как ткань обернута, связать кусок шпагата в двойной узел в основании трубы.

Оберните бечевку вокруг ткани. Через 6-7 обертывания вокруг трубы, сдвиньте ткань вниз. Дайте Шпагат сильно затянуть.

Продолжить обертывание и сдавливание...

Кумо Shibori

Сделайте то же самое с противоположной стороны, в шахматном порядке.

Можно д обавить дополнительные резинки, чтобы сделать большой паучок.

Будьте изобретательны - используйте хомут, скрепки и зажимы, необычной формы деревянные предметы, консервные банки, крышки и т.д. Нет правильного или неправильного способа Shibori!

Краску развести в соответствии с инструкцией

Намочить ткань в истой воде. отжать и погрузить в емкость с краской. Все делать очень аккуратно - не дергать, не смещать.

Приблизительно после 5 минут, достать ткань из красителя. Заглянуть во внутрь.

После окрашивания оставить узелки кани на ночь в пакете. Затем хорошую промыть в воде, а затем тщательно освободить от резинки и шпагат.

Как только все части развернули, стирать их в стиральной машине в холодной воде без моющих средств.

по материалам

Неизменная красота шибори

Этот способ раскраски тканей для тех, кто себя считает ну совсем уже не художником! Ткань изминается, скручивается, перетягивается различными жгутами, затем погружается в краску. Высушивается, расправляется, и можно ахнуть от удивления — как красиво! Лоскут тонкой ткани — как поле для экспериментов. Результаты угадать невозможно, но они неизменно красивы. Мало того — это совсем несложно, это легче легкого. Вы сможете создавать одежду — шарфы, палантины, майки, футболки, юбки. И всевозможные вещи для вашего дома — шторы, скатерти, панно, чехлы для подушек.

Полчаса огромного удовольствия, несколько часов ожидания, и море радости от рукотворной красоты! В этом деле самое главное — не замарать краской все вокруг. Поэтому лучше всего творить летом на природе, чтобы досадные брызги не испортили праздник. Это самое трудное, остальное получится непременно!

Составляющие для батик шибори

Ну как, заинтересовались, тогда поехали! Приобретаем все необходимые составляющие для батик шибори. Нам необходима собственно ткань . Она должна быть легкая, однотонная и чистая. Подходят все виды хлопчатобумажных тонких и шелковых тканей. Их легче всего сминать. Синтетика непредсказуемая в поведении, за нее отвечать не могу. А плотная ткань туго поддается деформации, и нежная окраска выглядит на ней не очень.

Далее готовим нитки и веревки , конечно, натуральные. Ведь они впитают в себя часть краски, создавая на ткани узор. Красители для каждого вида ткани — свои. Дешевле всего анилиновые красители в порошке, в них нужно добавлять немного уксуса. Но это девятнадцатого века технология, потому что изделие потом нужно варить долго и нудно в кастрюле, и дышать уксусными пар а ми . Чуть дороже и прекрасно для начала — «гамма» для ткани. Она чудесно закрепляется утюгом. И микроволновку можно использовать — пару минут, и все готово.



Обратите внимание — это акрил, а не анилин. Покупайте самые свежие краски. Если срок годности на исходе, цвет смоется с ткани, как бы вы его не берегли! И не покупайте «Деколу» для шибори. Если хотите уже очень качественную краску, то это, конечно, «Явана». А «Гамма» для первых экспериментов подходит наилучшим образом.

Необходимы крупные кисти-флейцы или поролоновые спонжи для нанесения краски. Вы не забыли, что кисти при работе с акрилом нужно мыть моментально, для того чтобы сохранить их в рабочем состоянии? Готовим емкость , где будет храниться ваше счастье во время покраски. Для этого очень подходит обычная пластиковая бутылка, если срезать у нее стенку.

Схемы узоров и покраска

Вот и все нехитрые приспособления есть, можно начинать. Если творим в доме, застилаем клеенкой весь стол. Лоскут ткани, постиранный и высушенный, увлажняем водой из пульверизатора равномерно. Ткань должна быть именно влажной, не сырой и не сухой, чтобы краска распределялась ровно. Теперь берем нитку с иголкой и прошиваем мелкими стежками в произвольном направлении, или по схеме. Затем нитки стягиваем, чтобы образовались складки, и уже собранную ткань обвязываем веревками. На фото ниже несколько схем, которые можно попробовать:

Вы видите перед собой много проверенных схем. Выбирайте одну из них, и приступайте к работе. Сначала прошиваем нитками, затем стягиваем и скручиваем. Скрученную ткань укладываем в форму для покраски . Краску наливаем в емкость, разбавляем водой до оттенка нужной светлости, и равномерно наносим на влажную ткань флейцем или поролоном. Руки, естественно в перчатках, если вы не планируете одновременно освоить покраску кожи.



Такую последовательность нужно соблюдать всегда: идем от самого светлого цвета к самому темному. Не нужно за один раз пускать в работу более трех цветов — велика вероятность получить слишком «грязный» оттенок. Кисти моем сразу после работы. Ткань оставляем высыхать при естественной температуре на сутки. Можно «посолить » работу, то есть присыпать ее крупной солью для создания еще более интересного эффекта. На один день забываем щемящее желание развернуть и посмотреть, а что же там получается! Не нужно так делать, потому что краска просто расплывется, куда ей захочется, и вся работа будет испорчена. Через сутки ткань разворачиваем. Если ткань еще немного влажная — осторожно расправляем и досушиваем уже развернутую.

Затем закрепляем получившийся узор. Для этого прокладываем сверху и снизу старую мягкую простынку, или старые газеты (чтобы типографская краска не отпечаталась на ткани), и проглаживаем утюгом. Сначала с паром, затем всухую, хлопок в режиме для хлопка, шелк — в режиме для деликатных тканей. Если вы покупали краски не «под утюг», нужно их пропитать горячим паром.

Сооружаем водяную баню. Ткань, еще не развернутую, заворачиваем в мягкую бумагу, которая впитает излишки краски, закрепляем нитками над водой , и даем воде прокипеть, поворачивая жгут для равномерности закрепления. Или помещаем в пластиковый контейнер, в котором на дне немного налито воды. И кладем в микроволновку, включаем ее на несколько минут, вынимаем, проглаживаем. Изумительные вещи можно сотворить, если со вкусом подобрать цвета. На фото ниже шедевры узелкового батика:



Существует еще много способов. Можно завязывать в ткань различные бусины. Будут получаться «солнышки».


Особенности техники шибори-спираль

Еще очень красивая техника — шибори-спираль , можно попробовать. Очень скоростная техника, итак, ткань чистая и влажная. Расстилаем на столе, расправляем. В центр ставим любую круглую палку типа карандаша. Прижимаем хорошенько, и накручиваем по спирали ткань на карандаш. Когда намотался весь лоскут, закрепляем его нитками. В этом случае можно и капроновыми, чтобы краска заплыла под них. Вынимаем карандаш — вот вам и заготовка. Затем стягиваем нитками наш рулончик.








И красим способом, описанным выше. Стараемся подобрать цветовую гамму гармоничную. Мучаясь любопытством, оставляем наше сокровище на сутки. Дальше обрабатываем, как обычно: утюгом или паром, в зависимости от типа красок. Когда будете чувствовать себя свободно в этой технике, можно будет дополнять ее методом холодного батика. Тогда вещи станут еще более загадочными.

Рассказывать можно бесконечно. Основное уже сказано, горизонты раскрыты. Перед вами огромное поле для творчества, с помощью батик шибори преобразите свой гардероб и интерьер. И не только свой, дерзайте! Преображайте мир красотой.

Содержимое

Все кто начинают заниматься батиком или хоть раз увидели расписанную скатерть или картину в стиле «батик», задают один и тот же вопрос: «как это сделать»?

Разнообразие техник батика

Техник существует несколько, и каждая техника отличается своей сложностью, эффектом полученного изображения, используемыми материалами и приемами.

Горячий

Самой древней считается горячая техника батика. Нужно заметить, что горячий батик - это еще и самая сложная техника рисования по ткани. Но и полученный эффект будет соответственным: интересным, ярким и запоминающимся. Именно поэтому мастера говорят, что если горячий батик понравился, от него потом очень трудно отказаться.

Горячим такой батик назвали не просто так. Вся суть в том, что работа выполняется с воском, парафином, стеарином, расплавленными на огне и поэтому очень горячими. Можно использовать смесь этих компонентов. Материал наносится на ткань до того как успеет остыть, при помощи специальной кисточки из твердой щетины. Обычная кисть не подойдет, так как попросту расплавится.

Существует и специальное приспособление - чантинг. Вот как оно выглядит:

На области, покрытые воском, краска не накладывается. Освоив технику, можно достичь потрясающих эффектов «лепки» цветов, заключающихся в сочетании прокрашенных и непрокрашенных мест полотна. Помимо этого, с помощью техники горячего батика создаются красивые эффекты «кракелюр» или «кракле».

После завершения работы воск с ткани удаляется горячим утюгом и старыми газетами.

Холодный

Более простой способ - холодный батик.

Такая техника изобретается гораздо позже, с развитием химической промышленности, и значительно упрощает работу тех, кто занимается батиком, но не любит работать с горячим воском, вытравливать его с готового шедевра и прочие заковырки.

При холодном батике вместо воска используют разные резервы и контуры, созданные специально для батика. Сегодня они продаются в большинстве художественных магазинах и специализированных интернет-магазинах.

Значительно облегчает работу по этой технике то, что здесь нет необходимости нагревать материал, удалять воск после завершения работы, снова наносить его.

Сегодня мастера могут изготовить специальный состав, не позволяющий краске вытекать за границы изображения (резерв), самостоятельно, в домашних условиях.

В магазинах продаются всевозможные контуры и резервы, самых разных цветов, вплоть до бесцветного (смывающегося). Это, кстати, очень удобно, достаточно одной стирки, и след от карандаша смоется вместе с резервом, оставив чистую, белую полоску, которая сама по себе хорошо ограничивает и выделяет цветовые пятна.

Батик по холодной технике можно наносить с помощью специальной стеклянной трубки. Даже есть определенный резервирующий состав, такие выпускает, например, фирма «Хобби».

Узелковый

Начинающие мастера могут остановиться именно на этой технике батика.

Суть ее состоит в следующем: на ткани, при помощи нити, беспорядочно или, соблюдая определенный рисунок, завязываются узлы.

Некоторые мастера формируют неожиданные рисунки с помощью того, что нашлось под рукой - пуговицы, камешки, шарики. Всего того, что не боится высокой температуры, так как впоследствии, прикрепленный к ткани предмет, нужно будет кипятить в красящем растворе.

Очень красиво в технике узелкового батика будут смотреться скатерти, салфетки, футболки или платья.

Роспись по-сырому

Роспись по-сырому является разновидностью свободной росписи. Такие работы отличаются красивыми эффектами плавного перехода от одной краски к другой, что создает некую «воздушность» рисунка.

Существует несколько видов такой техники:

  • Натянутая и увлажненная ткань посыпается сухим красителем. Чем его будет меньше, тем нежнее и незаметнее будут цветовые переходы.
  • Кисть с краской ведется прямо по увлажненному полотну, формируя рисунок самостоятельно и не прибегая к помощи готовых шаблонов.

Шибори (сибори) – это древняя японская техника окрашивания ткани. Её характерная особенность – особый способ прошивания, заматывания или завязывания участков полотна перед покраской. С этим связано другое называние рукоделия – узелковый батик. Подобные способы крашения существовали и в Индии и африканских странах. Научиться выполнять шибори сможет каждый своими руками, благодаря подробным мастер классам и видео урокам.

Чтобы добиться желаемого результата, рисунок будущей работы и схемы узелков тщательно продумывают заранее. После нанесения краски ткань расправляют, получая замысловатые орнаменты и оригинальные цветовые переходы.

Мастер-класс по окрашиванию ткани в технике шибори своими руками

Вариантов этой техники и разновидностей рисунков довольно много. Одна из разновидностей – комасу, которая позволяет создавать оригинальные геометрические узоры на шелковом полотне.

Материалы, необходимые для окрашивания:
  • Белая шелковая материя.
  • Шаблон для контуров рисунка квадратной формы.
  • Простой карандаш.
  • Иголка с ниткой.
  • Красители для ткани желаемых цветов.

Описание этапов работы:
Отрезок шелка нужно сложить вдвое. Квадратный шаблон можно сделать из подручных материалов, например, упаковки из-под компакт-диска. На ней нужно прочертить линию по диагонали.

Рисунок в виде треугольников размечаем карандашом и прошиваем по контуру. От частоты стежков зависит четкость узора. Для более резких очертаний стежки делают частыми, а для размытого контура – редкими. Завязывать и обрезать нить не нужно. Должно получиться как на фото:

Нитки туго затягиваем, собирая прошитые треугольники. Полученные «ушки» обматывают концами нитей. Частота обмотки и размер не перетянутой части так же влияют на количество краски, которое попадет внутрь узора.

Материалы, которые понадобятся для ленты: деревянная палочка; утюг; краска; шелковая ткань; средства окраски ткани.

Ткань смачиваем и выкладываем лентой, пропуская нить по складкам. Наматываем её на деревянную палочку. Красим по изгибу ленты кистью или губкой. После высыхания нужно прогладить ленту утюгом.

Для закрепления краски заворачиваем все в пленку и нагреваем на паровой бане. Для высвечивания можно использовать перекись водорода.

Валяние шерсти в технике шибори.

В этом мастер классе разберем процесс применения техники шибори в валянии на примере зеркала. Для работы понадобятся: шерсть, зеркальце, москитная сетка, пленка, полотенце и мыло, а так же игла.

Раскладываем квадрат на два плотных слоя шерсти размером как две стороны нашего зеркала. Начинаем валяние, но не доводим процесс до готовности.

Вышиваем рисунок, собирая шерсть в складки. Можно сделать лабиринт, спираль, насекомое и т. п.В центр можно поместить небольшую пуговицу или камешек, от которого будут отходить линии. В желобки так же можно поместить шерсть. Продолжаем валяние.

С изнаночной стороны вкладываем зеркало и оборачиваем заготовкой. Обшиваем периметр на расстоянии 1 см от края. Затягиваем нить и закрепляем ее. Срезаем неровные края на расстоянии около 5 мм.

Заваливаем края иглой. Небольшие кусочки шести рвем, смешивая волокна, закладываем их за край зеркала и заваливаем по-сухому.

Готовый комочек прикладываем, загибаем и приваливаем иголочкой.

Когда это проделано, можно немного завалять по-мокрому - чтобы следов от иглы не осталось.

Технику шибори можно использовать в беретах, шарфах, сумках и т.д. На сколько фантазии хватит.

Платки в технике шибори

Для этого мастер класса понадобится натуральный шелк или тонкий хлопок. Кроме этого будут нужны: краски для шелка, ватный тампон, шприц или кисть, резинки, емкости для краски и воды. Пластиковые бутылки, разрезанные вдоль, прекрасно подойдут для окрашивания и сушки.

Описание работы над платками
Отрезки ткани для платков нужно свернуть или связать. Первый платок сложен пополам дважды.
Второй связываем узлами. Третий обмотан вокруг банки, обернутой целлофаном, и стянут резинками (можно стянуть нитками).
Четвертый платок связан узлами по углам и посередине.

Заготовки смачиваем в воде и отжимаем. Можно приступать к окрашиванию. Какие бы схемы окрашивания вы не выбрали, последовательность нанесения цветов всегда будет одинаковой - от более светлых красок к темным тонам.

  • Для первого платка краска трех цветов наносится послойно – желтая, оранжевая, коричневая.
  • Для второго платка – желтый и зеленый цвета.
  • Для третьего – желто-зеленый, бирюзовый и синий.
  • Для четвертого платка – бежевый и коричневый.

Окрашенный батик посыпаем солью. Оставляем сушиться, не разворачивая (около суток).
Проглаживаем готовые изделия утюгом. Для закрепления некоторых красок этого достаточно, другие нужно закреплять паром.

Видео по теме статьи

Для тех, кто хочет разобрать процесс окрашивания более подробно и почерпнуть новые идеи для творчества, мы подготовили подборку видео уроков:

Роспись ткани

Узелковый батик (он же шибори, он же тай-дай) как самый красивый способ испачкаться:))

Нам понадобится: ткань (лучше натуральный шелк или тонкий хлопок), краски для шелка (подробнее описано далее), кисточка или ватный тампон, или шприц для нанесения краски, нитки, резинки, вспомогательные емкости (сушить, для воды, для краски и т.д.), и средства скоростной уборки и защиты (салфетки, клеенки и т.д.)
В конце процесса, конечно же утюг, и, если краски закрепляются паром, бачок-бумага-нитки-плита. Но об этом позже.

Первым делом стираем ткань (здесь шелк кремового цвета).

И готовим рабочую поверхность.
Защищаем стол клеенкой, или используем подручные средства. Я разрезала бутылки вдоль. На них буду окрашивать и сушить.
Очень удобно, кстати. Сушить долго, если нужно попереносить с места на места по дому - легко это сделать, а еще, если бы это был условно поднос, его не везде можно поставить, а узкие бутылки - на любом подоконнике или полке.

Потом нужно ткань сложить или связать.
У меня - четыре кусочка примерно 50*50 см.

Первый сложен просто "пополам и пополам и пополам", и перевязан нитками (на фото второй слева).
Второй связан узелками от угла (на фото третий слева)
Третий связан так - сложен немного наискосок, обмотан вокруг жестяной банки, которая обернута целлофановым пакетом, и поверх, довольно туго натянуты резинки, но можно и нитками, можно шнурки - эксперименты наше всё.
Четвертый (на фото первый слева) связан узлеками - узелки по углам и один узел из середины платка.

В складочки, под тугие нитки-резинки, краска не проникнет, и получатся шикарные, непредсказуемые узоры.
А способом складывания Вы можете примерно "расположить" эти узоры в нужном направлении.
В одном МК советовали веревку перед завязыванием обтереть свечкой - это логично, так как окрашиваться под такой веревкой ткань не будет, но иногда достаточно и туго завязанной нитки.

После того, как шелк связан, смачиваем в воде (полностью) и отжимаем.

И начинаем окрашивание.

Первый платок.
Красители под запаривание. Краска довольно концентрированная, немного разбавляю водой.
Первый "слой" - желтый.


Второй - оранжевый.


Третий - коричневый.

Платок второй.
Красители те же.
Сначала желтым, потом немного зеленым.



Третий платок.
Сначала желто-зеленым, потом бирюзовым, синим.



Четвертый платок.
Красители, которые закрепляются утюгом.
Если наносить такую краску очень густо, и не разбавляя водой, на ткани будут неприятные "уплотнения", и, как правило, резко темнее или насыщеннее по цвету.




Первый "слой" бежевый, и второй - коричневый.
ВСЕГДА ОКРАШИВАЕМ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: сначала более светлый цвет, позже, на меньшей поверхности, более темные цвета.


Теперь сыпем солью. Солонкой ли, щепоткой ли,ее не должно быть слишком много.


И, НЕ РАЗВОРАЧИВАЯ, оставляем примерно на сутки до полного высыхания.

Если ткань чуть недосохла, разворачиваем, развешиваем за уголочки и в развернутом виде досушиваем. Если ткань развернуть, пока она еще влажная, краска может растечься, и красота вся уплывет.

Проглаживаем утюгом.

Для закрепления красок, которые закрепляются утюгом (четвертый платок) этого вполне достаточно. Прогладить, довольно тщательно, и можно стирать (ручная стирка в теплой воде без отбеливающих веществ, и не сильно тереть)
Чтобы разгладить мелкие-мелкие складки, после стирки, прогладить платок нужно тогда, пока ткань еще влажная.


Что касается красок, которые закрепляются паром.
Конечно, Вы можете экспериментировать - не стирать, или стирать, не закрепляя (что-то да и останется), но лучше всего закрепить над паром.

И вот что в итоге получилось:

Первый платок:

Второй платок:

Третий платок:

Четвертый платок.

Сравните узоры, которые получаются при разных красителях. С термозакрепляемыми (под утюг) - более мелкие, мраморные, эффект соли лучше заметен, хотя узлы по размеру были одинаковые, и ткань тоже.
С активными красителями (которые закрепляются паром) - плавные переходы цвета, краска лучше растекается там, где завязаны веревки.

Ну вот и они:

Теперь можно наслаждаться не только процессом, но и результатом.