Традиционный русский народный костюм – одежда славянской культуры. История возникновения национального костюма Русский народный костюм описание для детей

У всех народов мира имеется свой . Русская начала формироваться в V веке на основе элементов костюма древних русов - жителей Восточной Европы, общих предков славянских народов. Убранство русичей отличалось своеобразием, имело свои особенности и соответствовало образу жизни народа- .

Традиционный костюм, распространенный на обширной территории России, достаточно разнообразен, особенно . Каждый регион имел свои характерные элементы в одежде, присущие только этой губернии. Одежда пожилой женщины отличалась от платья девушки, в будние дни носили одно одеяние, в праздничные - совсем другие наряды.

Крестьянская одежда

Можно было выделить четыре комплекта женского наряда: с паневой, сарафаном, юбкой-андараком, кубельком. Панева - наиболее старинный элемент женской одежды, комплект с паневой сформировался в VI−VII веках и включал в себя рубаху, передник, нагрудник, головной убор - кичку, лапти, распространен был во многих губерниях средней полосы и юга России.

С сарафанами носили рубахи, душегреи, кокошники и . В такую одежду наряжались женщины Алтая, Урала, в Поволжье, Сибири, на севере европейской части России. Расцвет этого костюма пришелся на XV−XVII века.

Казачки Северного Кавказа и Дона носили платье-кубелек, с ним одевали рубаху с широкими рукавами и длинные штаны. Одежда мужчин на всем пространстве Руси была однообразной и состояла из рубахи-косоворотки, нешироких штанов, лаптей или кожаной обуви, шапки.

Костюм знати

Особенность национального русского платья - обилие верхней одежды, накидной и распашной. Одежда знати относится к византийскому типу. В XVII в ней появляются элементы, заимствованные из польского туалета. Для сохранения самобытности костюма царским указом от августа 1675 года дворянам, стряпчим, стольникам было запрещено носить иноземные одеяния.

Костюм знати изготавливался из дорогих тканей, богато украшался золотым шитьем, жемчугом, пуговицами из золота и серебра. В то время не было понятия - мода, фасон не менялся столетиями, богатое платье передавалось по наследству из поколения в поколение.

До конца XVII века национальную одежду носили все сословия: бояре, князья, ремесленники, купцы, крестьяне. Царь-реформатор Петр I пренес в Россию моду на европейский костюм и запретил ношение национального облачения для всех сословий, кроме крестьян и монахов. Крестьяне сохраняли верность национальному убранству до конца XIX века.

Сейчас человека, одетого в национальный костюм, на улице не встретишь, но некоторые элементы, присущие русскому традиционному костюму, перекочевали в современную моду.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-1.jpg" alt=">Русский народный костюм ">

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-2.jpg" alt=">История русского народного костюма У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её"> История русского народного костюма У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Одежда в те времена несла гораздо большую смысловую нагрузку, чем сегодня, являясь своеобразной визитной карточкой человека. Недаром существует поговорка о том, что «встречают по одежке…»: по костюму человека современники легко могли определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-3.jpg" alt=">Русская народная одежда различалась: 1)По назначению Свадебная или Будничная"> Русская народная одежда различалась: 1)По назначению Свадебная или Будничная Праздничная венчальная Траурная

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-4.jpg" alt=">2)По возрасту Детская одежда Молодежная одежда Одежда старых "> 2)По возрасту Детская одежда Молодежная одежда Одежда старых крестьян

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-5.jpg" alt=">Как правило при этом менялся не покрой и вид одежды, а её цветность, количество"> Как правило при этом менялся не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вы - шитых и вытканных узоров). Самой нарядной во все времена считалась одежда из красной, синей ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-6.jpg" alt=">Узоры, тканые и вышитые, выполняются льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, "> Узоры, тканые и вышитые, выполняются льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочная: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-7.jpg" alt="> Декор Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество,"> Декор Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-8.jpg" alt="> Женский костюм Основными частями женского народного, были рубаха, передник, или занавеска, "> Женский костюм Основными частями женского народного, были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник, шушпан.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-9.jpg" alt="> Женская рубаха Женская рубаха шили из белого полотна или"> Женская рубаха Женская рубаха шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см. , располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-10.jpg" alt="> Передник Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного"> Передник Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передние, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-11.jpg" alt="> Сарафан Холщевые белые рубахи и передники северные крестьяне"> Сарафан Холщевые белые рубахи и передники северные крестьяне носили с сарафанами. В XVIII – первой половины XIXв. Сарафаны делали их однотонной, без узора ткани- синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-12.jpg" alt="> Понёва По конструкции понёва представляет собой три – пять полотнища ткани,"> Понёва По конструкции понёва представляет собой три – пять полотнища ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вдежки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Последнюю иногда носили «с подтыком подола» . В этом случае ее орнаментировали с изнанки.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-13.jpg" alt="> Верхняя одежда Запона Верхняя женская одежда была запона -"> Верхняя одежда Запона Верхняя женская одежда была запона - накладная накидка типа нарамники из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом и скалывали внизу.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-14.jpg" alt="> Душегрея Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая"> Душегрея Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-15.jpg" alt="> Летник Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные"> Летник Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник. Он имел прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до 4 м. Особенность летника – широкие колообрзные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свивали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали вошвами- треугольными кусками атласа ли бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-16.jpg" alt=">Разновидностью Шубка летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем"> Разновидностью Шубка летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-17.jpg" alt="> Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась"> Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-18.jpg" alt="> Головной убор В русском народном костюме сохранились старинные"> Головной убор В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушек оставлялась не покрытой. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего – в виде обруча или повязки.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-19.jpg" alt=">Широко распространены кокошники, «сборки» , разнообразные повязки и венцы. Замужняя женщина обычно"> Широко распространены кокошники, «сборки» , разнообразные повязки и венцы. Замужняя женщина обычно закрывали волосы повойником их тонкой или шелковой сетки. Повойник состоял из дна околыша, который туго завязывался сзади. Поверх него носили полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Он имел форму прямоугольника длиной 2 м. и шириной 40 -50 см. Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал на плечо. Другим обвязывали голову и скалывали подбородком. Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба конца его скалывались подбородком. Сверху богатые женщины надевали еще шапку с меховой оторочкой. Повязка Сорока Сборник

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-20.jpg" alt="> Обувь Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным"> Обувь Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами. Украшения В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-21.jpg" alt=">Мужской костюм Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов"> Мужской костюм Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканного холста.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-22.jpg" alt="> Рубаха Так как ткань была узкая (до 60 см.),"> Рубаха Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывал узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-23.jpg" alt="> Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии"> Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-24.jpg" alt=">Верхняя одежда Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканного сукна, запахивающи йся"> Верхняя одежда Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканного сукна, запахивающи йся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шубы

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-25.jpg" alt="> Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с"> Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Src="https://present5.com/presentation/3/15700577_362204878.pdf-img/15700577_362204878.pdf-26.jpg" alt="> Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой,"> Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Несмотря на смену названий и политического строя, наша страна несёт древние и особенные культурные ценности наших предков. Заключаются они не только в искусстве, традициях, характерных чертах нации, но и в национальном костюме.

История создания

Древнерусским костюмом считается национальная одежда населения Руси домонгольского нашествия и Московской Руси, до прихода Петра I к власти. На формирование особых черт нарядов повлияло сразу несколько факторов : тесные отношения с Византией и Западной Европой, суровые климатические условия, деятельность подавляющего числа населения (скотоводство, землепашество).

Одежду шили в основном из льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон. Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой. Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки).

Костюм эпохи Московской Руси с XV по XVII века сохранил характерные особенности, но претерпел некоторые изменения в сторону более замысловатого покроя. На различия нарядов населения повлияло классовое разделение: чем богаче и знатнее был человек, тем многослойнее был его наряд, причём носили его как в помещении, так и на улице, независимо от времени года. Появились распашные и приталенные одежды, своё влияние оказала восточная и польская культура. Кроме льна использовались суконные, шелковые, бархатные материалы. Осталась традиция шить яркую одежду и богато украшать её.

На рубеже XVII – XVIII веков Петр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы, что сыграло отрицательную роль в их развитии. Указы были изданы с целью наладить политические отношения с европейскими союзниками, перенять их культуру. Народу насильно привили вкус, заменив шикарные, но длиннополые и неудобные многослойные одежды более комфортными и облегчёнными общеевропейскими с короткими кафтанами, декольтированными платьями.

Русский национальный костюм остался в пользовании народа и купечества, однако всё-таки перенял некоторые модные веяния, например, подпоясанный под грудью сарафан. Во второй половине XVIII века Екатерина II сделала попытку вернуть некоторую национальную самобытность вошедшим в моду европейским костюмам , особенно в том, что касалось используемых материалов и пышности отделки.

XIX век вернул спрос на национальный костюм, в чём свою роль сыграл возрастающий из-за Отечественной войны патриотизм. Сарафаны и кокошники вернулись в обиход знатных барышень. Шились они из парчи, кисеи, батисты. Появляющаяся одежда, например, «женский мундир», может внешне и не напоминала национальный костюм, но всё-таки имела определённое символическое разделение на «рубаху» и «сарафан». В XX веке из-за отрезанности от европейских поставщиков произошло своеобразное возвращение национальных нарядов, а во второй половине, в 70-ых, оно являлось не больше, чем модной тенденцией.

Несмотря на то, что можно выделить определённый традиционный комплект одежды, из-за большой территории страны национальный костюм принимал характерные черты в тех или иных регионах. Северорусский комплект является сарафанным, а чуть более древний южнорусский – понёвным. В центральной России костюм был больше схож с северным, однако встречались черты южных регионов.

Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Более простыми сарафанами являются изделия на лямках, прямого покроя. Праздничные шились из шёлка и парчи, а для ежедневных дел и жизни – сукна и ситца. Иногда поверх сарафана надевали душегрею.

Южнорусский костюм включал в себя длинную рубаху и набедренную юбку – понёвы. Понёву одевали поверх рубахи, оборачивая вокруг бёдер и закрепляя шерстяным шнуром на талии. Она могла быть как распашной, так и глухой, дополняться передником.

У каждой губернии были свои предпочтения и особенности в декорировании, цветах, элементах и даже названиях. В Воронежской губернии понёвы украшали вышивкой оранжевого цвета, в Архангельской, Тверской и Вологодской были распространены геометрические символы, а то что в Ярославской губернии называли «ферязь», в Смоленской было «сороклин».

В современном мире своя особенная мода, но в народе наблюдается интерес к истокам, национальной одежде. Традиционные наряды можно увидеть в музеях и иногда на выставках, их используют для театральных и танцевальных постановок, на праздниках. Многие дизайнеры и модельеры используют характерные черты русского народного костюма в своих коллекциях, а некоторые из них, как и исследователи, углубляются в подробное изучение, например, Сергей Глебушкин и Фёдор Пармон.

Особенности

Несмотря на большие различия в регионах и даже губерниях, можно выделить общие характерные черты национальной русской одежды: многослойность, расклёшенный силуэт, яркие цвета, богатая отделка.

Многосоставность наряда была свойственна во всех слоях населения. В то время как у рабочего народа костюм мог состоять из семи элементов, у богатых дворян уже из двадцати. Одна одёжка одевалась поверх другой, будь то распашная, глухая, накидная, на застёжках и завязках. Национальному наряду практически не свойственен приталенный силуэт, наоборот, в почёте свободные, трапециевидные фасоны, а длина в большинстве случаев в пол.

Издавна у русского народа существовала страсть к ярким цветам, несущим радость. Самые распространённые – красный, синий, золотой, белый, голубой, розовый, малиновый, зелёный, серый. Но кроме них в каждой губернии были свои предпочтения в оттенках, коих было великое множество: брусничный, васильковый, дымчатый, крапивный, лимонный, маковый, сахарный, тёмно-гвоздичный, шафранный, – и это лишь немногие из них. А вот чёрный цвет использовался лишь в элементах некоторых регионов, а затем долгое время ассоциировался исключительно с траурным нарядом.

Вышивка издревле имела сакральное значение для русского национального костюма. В первую очередь она всегда выступала не украшением, а оберегом, защитой от злых духов. Языческая символика не канула в лету даже с приходом христианства, однако орнаменты приобрели новые элементы, соединив в себе старые славянские и новые церковные мотивы. Защитные обереги вышивали на вороте, манжетах, подоле. Самым часто применяемым цветовым решение были красные нити по белому полотну, а уже после стала распространяться многокрасочность.

С течением времени вышивка приобрела скорее декоративный характер, хотя несла в себе сюжеты древних орнаментов и узоров. Свою роль в изменении значения сыграли и развитие золотошвейного искусства, вышивки речным жемчугом, промыслов, элементы которых перенесли с посуды и мебели на одежду. Исконный русский узор предполагает геометрические строгие формы, почти полное отсутствие скругленных элементов, что обуславливалось техникой вышивки. Самые распространённые мотивы и конкретные символы: солнце, цветы и растения, животные (птицы, кони, олени), женские фигурки, избушки, фигуры (ромбы, скошенный крест, ёлочка, розетки, восьмиугольные звёзды).

Использование элементов промыслов, например, хохломской или городецкой росписи, вошло в обиход позже.

Кроме вышивки наряды знати украшали пуговицами (деревянные пуговицы, обвитые канителью, кружевом, жемчугом, а иногда из драгоценных камней), кружевом и мехом по подолу и горловине, нашивками, ожерельями (расшитый жемчугом, пристёгивающийся воротник из атласа, бархата, парчи). Из дополнительных элементов – ложные рукава, пояса и кушаки, пришитые к ним сумки, ювелирные украшения, муфты, головные уборы.

Разновидности

Современный женский национальный костюм является своеобразной компиляцией сразу нескольких характерных черт, ведь на самом деле видов и вариантов исконного русского костюма очень много. Чаще всего мы представляем себе рубаху с объёмными длинными рукавами, цветной или красный сарафан. Впрочем, упрощённый вариант хоть и является самым распространённым, но далеко не единственным, так как многие дизайнеры и просто народные творцы возвращаются к традициям своих регионов, а значит в обиход входят различные фасоны и элементы.

Костюмы для девочек и детей очень сильно похожи на взрослые модели и включают в себя рубахи, косоворотки, штаны, сарафаны, переднички, юбки, головные уборы. Совсем детские модели могут быть сшиты с короткими рукавами, для пущего удобства, да и в принципе иметь общий вид платья, но с определённой национальными элементами. Для девочек-подростков встречается большее разнообразие взрослых моделей, причём не только сарафанов и рубах, но и шубок, понев.

Зимний народный костюм представляет собой уйму тяжёлой одежды. Кроме тёплого шерстяного сарафана частью наряда для холодного времени года являются короткая распашная шубейка, опашень, душегрея, телогреи, шубы, шерстяные чулки, тёплые головные уборы и шали. В более богатых вариантах присутствует натуральный мех.

Праздничные

Сценические костюмы бывают двух видов: наиболее схожие с настоящими национальными нарядами (для хора), в которых соблюдаются правила пошива и стилизованные, у которых присутствуют многие традиционные элементы, но допускаются необходимые отклонения. К примеру, наряды для хоровода, русского народного танца или других танцевальных направлений должны, в первую очередь, быть максимально удобными, поэтому юбки могут быть укороченными, чрезмерно пышными, а рукава не только длинными, но и ¾, «фонарики». К тому же, сценические костюмы, если только это не театральная постановка, богато украшены и максимально яркие, привлекающие внимание.

Особо нарядно и роскошно выглядят свадебные национальные костюмы. Для богатых и знатных они шились из тяжёлых дорогих тканей, а народ мог позволить себе более простые, такие как лён. Белый цвет считался символом святости, поэтому свадебные платья выполняли в других расцветках – серебряном, кремовом или разноцветном, нарядном. Обязательным считалось наличие вышивки символов флоры – ягод, листьев, цветов. Кроме того, в понятие свадебного наряда входило сразу четыре комплекта одежды – на предсвадебное гуляние, венчания, церемонии и празднования.

Фольклорные костюмы максимально приближены к исходникам. Умельцы воссоздают костюмы с характерными чертами того или иного региона, губернии. Карнавальные костюмы могут быть схожи с фольклорными или, наоборот, быть во многом упрощены. Однако праздничные наряды несомненно яркие и максимально декорированные.

В современном стиле

Национальный колорит – один из особенных стилей в моде , ведь он предполагает переплетение современных модных тенденций и традиционных черт в культуре того или иного народа. Славянские и русские мотивы любимы не только нашими соотечественниками, но и некоторыми заграничными дизайнерами. В такой одежде можно появиться на любой мероприятии, при этом выглядеть ультра-стильно и уместно.

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплекс (северно-русский) и понёвный комплекс(южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие - из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями - шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.

Сарафан

Сарафан (от иранского слова sеrāрā - значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.

Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.

Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы.

Понёва

Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.

Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.

А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.

Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк . Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах. Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Под это платье часто носили шаровары.

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Особо хотим обратить внимание, к статье прикрепляем редкие книги по истории Русского Национального костюма:

  • Материалы по истории Русской одежды, том I, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том II, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том III, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том IV, 1881 год — Скачать

  • Русская народная одежда Пармон Ф.М. — Скачать
  • Костюм в России XV — Начало XX века 2000. — Скачать
  • Русская народная одежда Работнова И.П. — Скачать

  • Народная одежда в восточнославянских традиционных обрядах -Скачать
  • Русская народная одежда и современное платье — Скачать
  • Русский народный костюм — Ефимова Л.В. — Скачать

  • Традиционный костюм новгородского края Васильев.. — Скачать
  • Народный костюм Воронежской губернии Пономарев.. — Скачать
  • Поэзия народного костюма Мерцалова М.Н.1988. — Скачать
  • Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма — Скачать
  • Быков А.В. Народный костюм вологодской области — Скачать
  • Гринькова Н.П. Народный костюм Вологодской области — Скачать
  • Гринькова Н.П. Височные украшения в русском народном женском костюме — Скачать
  • Гринькова Н.П. Очерки по развитию русского костюма — Скачать
  • Губанова Е.Н., Ожерельева О.В. Женский костюм — Скачать
  • Зеленин Д.К. Русский народные обряды со старой обувью (1913) — Скачать
  • Иванова А. Северный русский народный костюм — Скачать
  • Каршинова Л.В. Русский народный костюм — Скачать
  • Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севера — Скачать
  • Маковцева Л.В. Руссский народный костюм — Скачать
  • Решетников Н.И. Народный костюм и обрядность — Скачать
  • Сабурова Л.М. Одежда русского населения Сибири — Скачать
  • Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм — энциклопедия — Скачать

Традиционная русская одежда женщин

Национальная русская одежда не только защищала от холода и жары. Она «рассказывала» о семейном положении своего обладателя, его возрасте, откуда он родом.

Каждый вариант костюма имел характерные детали, особое оформление. Немаловажным был также правильный подбор тканей. Украшения, отделка и покрой носили скрытый символический смысл.

По мнению исследователей русский национальный костюм «сформировался» приблизительно в XII столетии.

И до XVIII века его носили представители всех слоев населения - от бедных земледельцев до богатых бояр и правителей.

После указа Петра I русское традиционное платье уступило место европейскому. Петр был уверен в том, что «простонародный костюм» не подходил для полноценного культурного и торгового обмена с европейцами.

Некоторые ученые считают, что это не было политическим шагом, а представляло собой проявление вкуса правителя. С того времени традиционное русское платье стало «крестьянским» и сохранилось только у представителей соответствующих слоев населения.

Это было закреплено законодательно: за производство и продажу русского национального костюма предусматривались штрафные санкции.

Традиционное русское платье существовало в двух вариантах, праздничном и повседневном. Для обоих характерна так называемая «многосоставность» (наличие нескольких слоев одежды). Силуэт прямой или расширенный книзу (клеш).

Подчеркивать талию было не принято. При выборе тканей предпочитали яркие расцветки.

Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным.

Первый вариант пользовался популярностью в северных областях, второй - в южных. Основой наряда была просторная рубаха. Шили рубахи из натуральных тканей - льна или хлопка. Представительницы обеспеченных слоев населения выбирали более дорогие варианты, например, шелк.

Подол рубахи, а также рукава и область ворота украшали вышивкой, расшивали тесьмой, блестками и пуговицами. Также при шитье применяли узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху, полностью расшитую спереди плотным орнаментом.

В каждой области существовали свои разновидности узоров и орнаментов, которыми была украшена русская одежда.

Цветовая гамма тоже различалась. В селах и деревнях около Воронежа носили одежду с вышивкой черного цвета, которая смотрелась очень изысканно. В северных и центральных губерниях предпочитали яркие варианты: вышивку вызолоченными или ярко окрашенными нитями из шелка или хлопка. Преобладающими оттенками были красный, синий и черный.

Южный русский национальный костюм состоял из длинной просторной рубахи и поневы (набедренного куска ткани, похожего на юбку).

Такая одежда была обязательной для ношения замужними женщинами. Поневу изготавливали из трех кусков ткани. На подоле располагали вышивку и другие украшения. Ткань выбирали плотную полушерстяную (в отличие от рубахи, которую шили из простого холста).

«Русский народный костюм». Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста

На талии поневу удерживал шнур из шерстяных нитей (гашник). Спереди нередко дополнительно надевали передник. В южных областях рубахи расшивали преимущественно красными узорами.

Элементы вышивки также имели большое значение.Они сообщали окружающим важную информацию о владельце одежды. Например, на рубахах у просватанных девушек можно было увидеть круги, ромбы и крестики.

Некоторые варианты орнаментов имели древнеславянское происхождение и языческий смысл.

Сарафан

Традиционный русский сарафан, как ни удивительно, имеет восточное происхождение. В переводе название этой вещи означает «одетый полностью». Существовало несколько разновидностей сарафанов:

  • Распашные сарафаны носили в уральском регионе. Они имели вид трапеции.

    Шов, соединяющий два куска ткани, располагался впереди. Место скрепления полотен украшали пуговицами или декоративной тесьмой.

  • Глухой сарафан не имел шва впереди. Изготавливали такую одежду из одного тканевого полотнища.
  • Прямые «круглые» сарафаны были очень удобны в носке благодаря своему свободному покрою и наличию наплечных лямочек.

Расцветка сарафанов зависела от предназначения одежды (праздничная или на каждый день).

Самой востребованной была красная, синяя, голубая, бордовая ткань. На обычные сарафаны использовали грубое сукно или ситцевый материал. Для торжественных вариантов выбирали дорогую парчовую или шелковую ткань. Сверху сарафана надевали душегрею (душегрейку) из плотного дешевого материала или же парчи, меха, бархата и тому подобного.

Повседневная и праздничная русская одежда

В русском национальном костюме существовало очень четкое разделение нарядов на праздничные и будничные.

Одежда для ежедневного ношения была очень простой и состояла всего лишь из нескольких элементов (обычно не более 7).

Шили ее из недорогих материалов. Для работы существовали отдельные варианты костюма - прочно пошитые, из плотной ткани, удобные и не стесняющие движений.

Праздничный русский костюм мог включать до 20 разнообразных элементов. Для пошива использовали дорогие ткани: шерсть, парчу, бархат и т.п. Надевали такую одежду только по торжественным поводам, в остальное время бережно хранили в сундуках.

Разновидностью праздничного костюма был обрядовый - для походов в церковь, участия в похоронах, крестинах.

Украшения

Женщины любого возраста издавна любили разнообразные украшения.

Русскую одежду дополняли бусами, роскошными ожерельями, серьгами, подвесками. В зажиточных семьях пуговицы также декорировали вставками из камней, филигранью, изящной гравировкой.

Головной убор тоже считался украшением. Незамужние девушки носили яркие ленты, разнообразные повязки, обручи или же особым образом завязанные платки.

Выйдя замуж, женщина кардинально меняла свой образ. Она полностью прятала волосы под кикой или кокошником с наброшенным сверху платком. Богато декорированные кики и кокошники были частью праздничного наряда, а для повседневного использования больше подходили чепцы-повойники и платки из хлопка или льна.

Русский народный костюм

Платье-кафтан для путешествий и развлечений

Вчера мы смотрели на платья из шарфов, и сегодня мы обратим внимание на платье-кафтан. Эти костюмы имеют много общего. Одежда-кафтан часто изготовлена ​​из легких тканей и мучается воздухом. Именно поэтому эта модель отлично подходит для любителей путешествовать в теплую страну и просто для артистов.

Как выглядит?

В оригинальной версии была туника с длинной лодыжки, широкими рукавами и открытой шеей. В современной версии это платье обычно короче, рукава уже, собака слишком высока. Обычно кошки изготовлены из легких неупругих тканей, таких как муслин, белье или хлопок, хотя иногда происходят роскошные шелковые изменения.



Кафтановая просторная плоская шовная одежда — традиционная североафриканская и восточно-средиземноморская мужская одежда.

В 1950 году Кристиан Диор первым отправил коллекции модной одежды. Позднее Ив Сен Лоран и Рой Хэлстон продолжали развивать тему модных кутантов.

Кафтанс стал популярным в 1960-х годах благодаря редактору Vogue Диане Вриленд, Элизабет Тейлор и многим другим знаменитостям. Все они создали красивые образы и помогли сделать мужскую одежду Коутана объектом элегантного женского гардероба.

Сегодня эту одежду можно увидеть в коллекциях Etro, Alberto Ferretti, Emilio Pucci и многих других.



Кто подходит к костюму-кафтане и как его сочетать

Кафтан — лучший выбор для путешествий в теплую область и море.

Для того, чтобы изображение ощутило расслабление, платье должно дополнять золотые сандалии на плоской подошве или других открытых ботинках. Красивый пояс и длинные серьги помогут превратить ковбоя из пляжной одежды в вечерние мероприятия.

Платье-кафтан украсит любую картину.

Возможно, единственное, что нужно рассмотреть, это расположение образца. Сайт должен располагаться на уровне части тела, которая может визуально увеличиваться.

Это универсальное летнее платье носит богатых посетителей дорогих пляжных курортов и даже просто женщин, которые хотят выглядеть элегантно и расслабленно.

Платья-кафтаны удобные и легкие, поэтому эта вещь необходима в нашем гардеробе, потому что места и развлечения доступны не только летом, но и в течение всего года.

В дополнение к легким рисункам дизайнеры предлагают одежду-кафтан из плотных натуральных тканей. Многие модели украшены краями, сферами, пайетками, вышивкой. Такое платье станет отличным выбором для встречи с новым годом или другим праздником.

Большинство русских рабочих в дореволюционной России были в первом поколении и еще не потеряли связи с деревней, где у них были родственники; Фермеры часто приезжали в город «за работой», которые вернулись домой на урожай.

Несмотря на наступление стратификации, фермеры и рабочие все еще имели много общего в форме мыслей, обычаев и режимов одежды.

Конец XIX. На протяжении веков фермеры на юге России носили традиционную одежду, изготовленную по старым моделям: мужские рубашки и узкие брюки, женская одежда, рубашки, брюки, фартуки и нагрудные знаки.

В городе и вступлении в производство они продолжали носить одно и то же, но изменили условия жизни и влияние городской моды вскоре привели к созданию нового наряда. Уже в начале двадцатого века люди, работающие на фабриках и объектах, носили брюки, жилеты и куртки, а женщины-рабочие стали носить крылья и свитера.

Однако следует отметить, что в одежде городских рабочих часть фермы была частично сохранена: например, пояс, который вытащил рубашку, все еще был обязательной частью мужской одежды, а женщины не оставляли передник.

Непрерывное взаимодействие с рабочими стало заимствовать у фермеров новые стили одежды. Новая одежда вошла в крестьянскую жизнь и использовала ее вместе со старым, традиционным. В целом, молодые люди хотели носить одежду в урбанистическом стиле, а пожилые люди оставались верными традиционной сельской одежде; но были и другие варианты сосуществования этих двух форм костюма.

В других деревнях сельские женщины носили рубашки и пироги в своей повседневной жизни, одетые в праздничную городскую одежду на праздники; но также случилось так, что праздник считался, напротив, старым, шов был выполнен на заказ для крестьянской одежды, что придавало ему священную ценность, а одежда в стиле города носилась в обычные дни.

Во время гражданской войны было трудно получить платье или ткань, чтобы рабочие и фермеры продолжали носить то, что было до войны.

Одежда часто была напряженной, со следами повторного ремонта.

В те же годы многие фермеры, объединенные в вооруженные детали и банды, которые были одинаково противоположны как красным, так и белым — тогда эти ассоциации назывались «зелеными».

Члены таких отрядов были одеты в обычную деревенскую одежду, когда их носили и заменяли одеждой, которую они брали у врага. Типичным снаряжением «зеленого» истребителя было странное сочетание элементов красно-белой армии и гражданской одежды.

Многие отделы «зеленых» занимались потребностями одежды у богатого населения, а затем дополняли свои костюмы дорогими роскошными вещами, такими как шубы, которые были изношены независимо от сезона. Особым очарованием среди «зеленых» было то, что оно принесло как можно больше оружия.

Традиционное крестьянское платье

Внутренние ткани по-прежнему использовались для производства крестьянской одежды в некоторых регионах, но они были быстро выжаты из различных тканевых материалов — от дешевого хлопка до дорогой парчи.

Костюмы были украшены промышленными товарами, такими как разноцветные ленты, пятнистая марля, металлический блеск, шарики, пуговицы. Самыми распространенными традиционными одеждами были сами фермеры, но они были особенно сложными и красивыми для шитья по заказу «мастеров» или на ярмарках.

Каждый возраст соответствовал их представлениям о одежде. Самые яркие платья касались молодых женщин — молодых женщин от свадьбы до рождения первого ребенка. Одежда пожилых семейных фермеров казалась более скромной: основное внимание уделялось не элегантности, а качеству материала.

Для пожилых фермеров это было неприемлемо одетым, одежда была сделана из цветных тканей, которые у них были с небольшой отделкой. Из одежды пожилых людей все украшения полностью исчезли.

Традиционным женским костюмом на юге России была длинная футболка, кастрюля, фартук (приют, запад) и нагрудный знак (перемычка, серна).

Рубашка была плоская, с длинными рукавами.

Он скрывал его с помощью так называемых поликлинических вставок. Поликасы могут быть прямыми и косыми. Полки были соединены четырьмя прямоугольными полотняными полотнами шириной 32-42 см каждая, а наклонная полическая (трапециевидная), соединенная с широкой нижней втулкой, узкой — с крышкой (см.

Образцы). Торжественная рубашка была украшена вышивкой, косами, вставками из красивых ярких тканей.

В женских рубашках были перья. Этот носовой ремень, в котором множество продольных полос частично или полностью взаимосвязано друг с другом и установлено на верху скрученных Гашниковых (скрученных канатов), которые имеют заслонки под лентой к бедрам.

Банку из нетканых полотна называли качели и полностью изъяты как крыло-глухие. В длинной кастрюле в этом случае четвертая традиционная ткань добавляется к четвертой — «прошка». Он был сделан из другого вопроса, он был короче, а со дна был «подпоручик» из той части ткани, из которой они были вырезаны. Снаружи он оказался чем-то вроде фартука. Сковорода обычно была такой же длины, как и рубашка или немного короче.

Штифты были сделаны из шерстяных или полушерстяных тканей, иногда на холсте.

У них был темный цвет, чаще всего синий, черный, красный, с липким или полосатым рисунком.

На их футболки и пони женщины носили длинный фартук с рукавами или лентами или, как было сказано, занавесом или занавеской.

На груди он закрыл фигуру женщины из сундука и был привязан к сундуку. Перрон также может быть одноголовым с отверстиями для головы и рук. Мантии перрона были украшены интрузиями, белыми или цветными кружевами, различной ширины.

Над рубашкой иногда носят крылья и фартук (напершник, шушпан, шушков, носы и т. Д.) — на шарнирах или листовой форме туники с рукавом.

Ежедневный фартук и тротуар были скромно обрезаны, чаще всего просто сплетенными или трикотажными вязаными. Но праздничная одежда была украшена вышивкой, тканым рисунком, цветными затворами, шелковыми лентами.

В традиционном костюме сохранились старые одеяла и свадьбы, так что замужняя женщина прячет свои волосы, чтобы оставить девочку открытой. Поэтому головной убор считался повязкой или узкой завесой, покрытой тканью с украшениями шаров, шаров и шаров.

У замужней женщины была сложная голова, называемая сорока. Основой для этого был китч — твердая голова в форме подковы, иногда с маленькими рогами, которые выступали вверх. На нем был прикреплен кусок холста, края которого были прикреплены к тонкой струне, «восхождение».

Китча помещали на голову на уровне лба и тщательно накрывали тряпкой женских волос, затем прикрепляли ткань на голове, неоднократно соединяя шнур рога и закрепляя его. Задняя часть головы и шеи была покрыта пассажиром (сзади) — прямоугольной лентой, сделанной из ткани, прикрепленной к жесткости на картоне, по краям, на которых сшиты ленты. Они скрестились на лбу и неоднократно соединяли рожки, заставляя собак пальцами на затылке.

И, наконец, на вершине рогов на самом деле их было сорок пурпурных, бархатных или подбородков, которые увенчались всей структурой.

Сорока была украшена множеством ярких красочных деталей — цветными лентами, подвесками из шариков, гирляндами, кружевами, перьями птиц и пухом.

Обязательной деталью костюма была талия, тканая или трикотажная шерсть (редко — шелковая нить) и украшенная орнаментом.

Самые дорогие ремни с ткаными надписями — например, текст молитвы. Чаще всего ширина полосы изменяется в 1-6 см, длина — от 1,2 до 2,5 метров.

На ногах женщины носили шерстяные носки или заменители для них, узкие ленты ведьм, обернутые вокруг их ног. Повседневная обувь была сплетена индивидуальной обуви, кожаной обуви или кошек (обувь с толстыми подошвами с каблуками). Кошки были богато украшены заявкой из Марокко, искрами, маленькими гвоздиками и даже колокольчиками.

Кошки стояли на ногах с кружевами.

Женские костюмы Южной России характеризуются специальной цветовой схемой, построенной на контрастных комбинациях. Самый популярный цвет был красный.

В связях сельских женщин в южных провинциях преобладают геометрические украшения. Но в каждом регионе костюм имел свои особенности. Итак, в Воронежской области, где могли находиться города Преображенска и Державина, они были пони в белой клетке на черном или красном поле; они были украшены цветными линиями желтого и зеленого. Рубашки были сделаны с наклонными вставками из кумачи и покрыты черной вышивкой. Перрон был талии.

Тканые поясные ремни в Воронеже заканчивались по обе стороны овальных кругов картона и вышиты цветной шерстью, металлической плиткой, стеклянными бусами и шариками.

В праздничные дни женщины и мужчины носили ожерелье на груди-грибатке — состоят из трех узких полосок черной трикотажной веревки на таблетках, шары, связанные с четырьмя парами, такие же, как на кружках лацканов.

Традиционная мужская деревенская одежда, как на севере, так и на юге России, — это футболки и узкие брюки. Рубашка обычно выпускается над брюками и ремнями.

Мужские рубашки были только длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Они сражались в пальто с латеральными клиньями и вставками. Трубка наклонена вниз, без гранул, с набором на плече.

Овальная шея, воротник. Чаще всего разрез в области шеи был прямой — посередине сундука, а также слева, справа или слева (см. Рис.

образец).

Футболки заперты на горле. Самые распространенные повседневные рубашки были синими. Умный — белый, черный, бордовый, зеленый, красный и т. Д., Иногда в строках или небольших узорах. Финиш — косы, вышивка, сборка и мелкие морщины, модные пуговицы (белая жемчужина на черном или темном фоне, черная или цветная — на свету).

Брюки состояли из двух штанов с двумя штанами и летней толстовки.

Они были узкими, сузились. На талии их подбирали и держали с ключами (см. Образец). Уплотнения выполнены из черного, синего или полосатого вещества.

На ногах находятся сандалии коры и коры, скручивающие нижнюю часть стопы от основания до пояса колена, прикрепленные к верхней части стопы Оборо (Лыков со шнуром или лентами), поперечно покрывающие ногу.

Более дорогие ботинки — туфли на низком каблуке.

Необходимой частью мужской крестьянской одежды была собака. Он может, как и женщины, быть тканым, связанным или сплетенным. У мальчиков такие ремни обычно длиннее и шире, чем у женатых мужчин. Мужчины также носили кожаные ремни, в которых женщинам не разрешалось ходить.

На них были черные шляпы и шапки с блестящими кожаными топами.

Они были настроены, слегка сдвинуты на одно ухо.

Костюмы и фермеры в начале двадцатого века

Мужчины и женщины, занятые в различных отраслях (и после них фермеры), использовали наиболее часто используемую одежду, которая производилась в больших количествах и была доступна для всех. Вы можете купить такие костюмы во многих магазинах в готовой одежде.

Иногда они сшивали швы и дома, но с завода и с заводских образцов.

Наиболее распространенным типом простой женской одежды в начале 20-го века была так называемая «пара», которую можно дополнить фартуками, головами и плечами.

«Пара» — это куртка и крыло, которое вращается вместе как единый ансамбль. Их обычно вычищали из одной ткани или из тканных оттенков: более красочные — для куртки, более окрашенной в цвет — для крыла.

Но иногда в платье — пара использует контрастные цвета или комбинированные материалы — например, гладкие печатные ткани с начинками.

Границы были широкими, расположены или снабжены небольшими морщинами в пояснице, иногда с подкладкой на краю. Треклеты могут быть разными — от бесплатных до футуристических. Таким образом, куртка «Башка» или «Казак» была зашита в стене, с стоячим воротником, с красивыми рукавами, сузившимися под локтем. Кнопки «Башка» на кнопках или флажках сбоку или в центре.

Рубашки «разлетайка» были без, без пояса, и носились без пояса. Праздничные куртки были украшены на груди с машинным кружевом и арками.

Платформа выглядела как полоска ткани, собранная в полоску на поясе, который был связан вокруг талии. Абрикосы были повседневными и праздничными, которые служат для украшения одежды.

В этом случае они были изготовлены из дорогих тканей с обильным оборудованием.

Очень популярными были шарфы и шарфы, которые носили на голове и бросали на плечи. Существует много маршрутов: холст, хлопок, ситце, шелк и кумач.

Очень ценные салфетки с цветными цветочными узорами.

История моды. Русский народный костюм

Некоторые рабочие могут позволить себе носить кружева и шутки в кружевах вместо шарфов в праздничные дни. Из ювелирных изделий они используют жемчужные, бисером, апельсином, коралловыми и стеклянными бусами и серьгами. Были также кольца из меди, олова и серебра.

Девочки носили кольца с цветными очками, женщины — гладкое сражение.

Обувь — кожаная обувь с резиновыми ремнями по бокам, реже — грубая обувь с небольшой пяткой.

Мужское платье рабочего и молодого фермера состояло из рубашки с поясом или юбкой, брюками, курткой и курткой.

Рубашки-рубашки были похожи на традиционные крестьянские рубашки, но они были короче по сравнению со старым стилем, с суженным рукавом и более высокой шеей шеи.

Еще одна новинка — сундук с сундуком появился в Косоваре. В будние дни они были одеты в майки из черного, синего, коричневого хлопка или атласа; по праздникам — футболки из светлых тканей, например из розового, темно-красного, красного атласа или шелка. Козерог сверху брюк и талии или крыльев.

У них также были рубашки с отражающим воротником.

Куртки были одностороннего и двубортного, классического стиля. Куртки и брюки темного цвета. Что касается жилета, то нормально, что шильская ткань представляет собой куртку или наоборот, а задняя часть выполнена из базового материала и снабжена уплотнительной лентой.

Особым украшением в начале двадцатого века является металл, в том числе серебряные цепочки из карманных ушей, помещенные в карман.

Главной обувью для такого костюма были сапоги, которые были заполнены брюками.

Крышка была покрыта ослами, кожей или тканью, а также колпачками. В праздничный день они были украшены лентой с шелковой лентой или косами, для которой живые или искусственные цветы застряли в нескольких местах.

    Прямой крой в народном костюме.

    Схема кроя крестьянской рубахи.

3.Виды покроя и декоративного оформления народных рубах.

4. Схема кроя женской рубахи с прямыми поликами.

5. Женская рубаха с прямыми поликами.

Женская рубаха с косыми поликами.

Прямой крой в народном костюме.

Русская народная одежда представляет собой явление материальной культуры русского народа. В соответствии с этнографическим делением имеет два ярко выраженных комплекса национальной русской женской одежды: северорусский и южнорусский. Комплекс южнорусской народной одежды (рис 1) – рубаха, понева, передник (занавеска, завеска, запон) и головной убор.

Существовало много разновидностей этого комплекса, различных по назначению, в том числе обрядовых.

Поверх рубахи в южнорусских областях одевалась понева, которая практически являлась юбкой и состояла из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ. Поневы были распашными или замкнутыми, по талии собранными на шнурке. Носили поневы только замужние женщины.

Поверх рубахи и поневы надевался передник – занавеска (см.

рис. 1, рис. 2). Его надевали также поверх рубахи с сарафаном, завершая весь ансамбль. Занавеска всегда декорировалась разнообразными приемами – узорным ткачеством, вышивками, полосками тканей и др. узорное ткачество, вышивка на занавеске распределялись зачастую от верха до низа, но в основном в нижней ее части.

Иногда оформлялась лишь нижняя часть занавески.

В основе создания народной одежды лежат принципы и характерные особенности, согласно которым формировался покрой, располагались орнаменты, отдельные части соединялись в тот или иной ансамбль.

Русский народный костюм

Обычаями и временем было установлено, когда, какую и в каком сочетании одежду надевать.

Непосредственно связанная с трудовой деятельностью человека, народная одежда отличается большой целесообразностью покроя. В большинстве своем он прост и экономичен, так как обусловлен шириной домотканого полотна, стремлением создать удобную для человека форму и полностью утилизировать ткань. Такой костюм не стеснял движений и был одинаково хорош и для тяжелого крестьянского труда, и для празднеств.

Русскую народную одежду можно представить в двух силуэтах: прямом (без сборок и со сборками) и трапециевидном (косоклинный крой).

Эти силуэтные формы одежды соответствуют естественным пропорциям женской фигуры.

Например, основная часть одежды у многих народов – рубаха – кроилась из прямоугольных кусков полотна. Ее стан, рукава, вставки под мышками и на плечах (ластовицы, полики) представляли собой прямоугольники разной длины и ширины (рис. 3).

Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение.

При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

В мудрости народного кроя емкие функции. Каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несут конструктивные и эстетические функции, но и способствуют экономичности кроя.

Прямой крой крестьянской народной рубахи дает основание считать ее единой конструктивной основой. В южных областях прямой крой рубах усложнился введением деталей поликов (Рис.5).

Полик – это прямоугольная или трапециевидная деталь кроя, соединяющая перед и спинку по линии плеча (рис.6). Полики прямоугольной формы соединяют четыре полотнища холста, образуя плечевой пояс в изделии.

Косые полики (трапециевидные детали, полученные из прямоугольных) соединяются широким основанием с вертикальным разрезом, узким – горловиной. Полик обеспечивает высокую функциональность народной одежды. Применение полика в рубахах прямого кроя определено высоким мастерством ремесленника XIX века, стремившегося к максимальной практичности, которая превратилась в искусство (невыкроенная пройма и рукав без оката).

Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде:

    он помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера;

    размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи;

    полик помогает обрисовать стан фигуры и тем самым отделить объем одежды от фигуры;

    создает направление рукаву и обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним.

В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивного ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества. Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т.п.

На рис.7 представлена длинная женская рубаха с прямыми поликами, присобранная по горловине.

В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава (Рис.8). Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя. Отделкой являлись и притачные клинья в нижней части рукавов.

Притачные клинья располагались по обе стороны основной части рукава. Клин со стороны локтевой части рукава, как правило, был значительно больше и кроился из более тонкой

ткани, а чаще другого цвета. Притачная линия клина со стороны переднего переката была значительно короче другой стороны этого клина, чем способствовала направлению рукава вперед.

Кроме того, она удлинялась против локтевого среза на величину цельнокроеной ластовицы. Женская рубаха с косыми поликами изображена на рис.8.

В этнографических изделиях начало вертикальных разрезов от середины спинки и переда колеблется от 11 до 25см. при ширине поликов 17 – 23см.

и глубине разреза с одной стороны от 31 до 41см.

Форма полика (ширина и длина сторон) не стабильна, его варианты зависят от чисто индивидуального вкуса и направления моды.

Узкая сторона полика составляет часть горловины. Длина этой стороны полика зависит от всей длины линии горловины, составных частей (спинки, переда) и методов обработки.

Длина противоположной, широкой, стороны полика зависит от глубины вертикальных разрезов по полочке и спинке и проектируется в соответствии с эскизом модели.

Место расположения вертикальных разрезов намечают от середины спинки и переда на одинаковом расстоянии в соответствии с шириной полика, а длина разреза равна длине самой большой стороны полика.

  1. Анализ русского народного костюма

    Реферат >> Культура и искусство

    русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма , которая … вышивки согласовывалось с покроем напоминая народный костюм . На смену прямому силуэту юбок приходит силуэт …

  2. Казахский народный костюм

    Реферат >> История

    узбеков, туркмен. Есть и элементы прямых заимствований, о чем свидетельствует встречающиеся … материалами, небольшими деталями в крое . В степных условиях незаменимы … пошивочных мастерских.

    Казахский народный костюм , создателей которого отличает удивительное …

  3. Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-э

    Реферат >> Педагогика

    народном костюме наиболее значимой и заметной деталью была женская рубаха (сорочица), форма кроя которой – прямой … на совершенстве конструкций, экономичности кроя , выразительности силуэта русского народного костюма .

    Известный русский график …

  4. Белорусский национальный костюм

    Реферат >> История

    … исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма , достаточно строго привязанных к определённой местности …

    10. Особенности кроя В белорусском костюме использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная …

  5. Конкурсная коллекция современного женского костюма с использованием элементов этно-стиля

    Дипломная работа >> Косметология

    … индивидуальность. 1.2 Формообразование в русском народном костюме северных губерний Женская крестьянская одежда …

    а часто и внизу рукавов. Она кроилась из прямоугольных кусков ткани. На … талии или середины бедра, с прямыми полами и отрезной в области лопаток …

Хочу больше похожих работ…

Русский национальный костюм - сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона , пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. Русский народный костюм представляет два основных типа - северный и южный. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды .

Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Русский народный костюм

    ✪ Русский народный костюм

Субтитры

Мужская одежда

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI - XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка .

Зепь - вид кармана.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях . В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник - сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Мужской русский народный костюм отличался мень­шим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из ру­бахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом .

Верхняя одежда

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь , или охабень . Летом поверх кафтана надевали однорядку . Крестьянской верхней одеждой бывал армяк .

Два основных вида русского женского костюма - сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан - народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Понёва - набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
  • Запона - девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
  • Телогрея - одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
  • Приволока - безрукавная накидка.
  • Шушпан - холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
  • Летник - старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень , с частыми пуговицами , украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки - женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века - с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Ткани

Основными тканями были: посконные и льняные , сукно , шёлковые и бархат . Киндяк - подкладочная ткань.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтырь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас , коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань). Хлопчатобумажные ткани (китайка , миткаль), сатынь (позже сатин), кумач . Пестрядь - ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).