Третий прикорм при естественном вскармливании вводят в. Введение прикорма (основные принципы). Правила введения прикорма

Когда приходит время вводить первый прикорм, даже у опытных мамочек возникают вопросы. Что давать, когда, в каком количестве? Но все по-порядку. Давайте сначала обсудим, почему раньше введение прикорма начиналось чуть ли не с двух месяцев, а сейчас педиатры настоятельно рекомендуют начинать первый прикорм не раньше 6 месяцев.

60-70 лет назад первый прикорм вводили только после года. Затем врачи стали пробовать вводить твердую пищу в рацион грудничков все раньше и раньше. Зачем? Когда мамам приходилось рано выходить из декретного отпуска, они отлучали своих малышей от груди и переходили на коровье молоко, или, если своего было мало, докармливали им. Но коровье молоко не содержит всех нужных витаминов и микроэлементов, необходимых для полноценного развития ребенка. Нехватка железа приводила к анемии. Кроме того, коровье или козье молоко жирное и у ребенка возникали запоры. Вот тут педиатры посоветовались и решили вводить в рацион крохи соки, фрукты, овощные отвары... Ведь нужно было выбирать "меньшее зло" - женщина нужна стране в качестве рабочей силы. Но раннее введение прикорма, особенно соков, раздражает стенки желудка и кишечника и влечет проблемы с пищеварением в дальнейшем.

Когда же начинать вводить первый прикорм?

Сейчас педиатры всего мира договорились, небезосновательно, что ребенку, находящемуся на грудном вскармливании или питающемуся адаптированной смесью, до 6 месяцев ничего не нужно, даже воды. Это не значит, что на шестимесячный день рождения сразу начинаем кормить, нет. Вот ориентировочные показатели развития, которые говорят, что малыш готов к приему взрослой пищи:

  1. Его масса увеличилась вдвое
  2. Появился первый зуб
  3. Ребенок сидит сам или полусидит
  4. У малыша пропал сосательный рефлекс, и он пробует жевать
  5. Он может отвернуться, если не хочет есть
  6. Проявляет интерес к еде
  7. Ребенок сам может попасть ложкой в ротик
  8. У ребенка повысилась активность (стал ползать, больше двигается)

Кормление грудью не заменяется, а просто дополняется новыми продуктами. Основной продукт питания для крохи - это ваше молочко.

Первый прикорм

Начинаем с овощей. С фруктами и соками лучше знакомить ребенка позже. Нельзя начинать прикорм со сладкой еды, к тому же соки агрессивные раздражители для кишечника. Конечно, если малыш лизнет пару раз яблочко, ничего плохого не случится. Сначала начинайте давать картофель, кабачок, потом морковь, капусту, тыкву (не слишком яркую). Когда малыш привык к одному овощу, к нему добавляется второй и т.д. Овощи лучше готовить на пару или отварить. Потом протереть через сито и развести овощным отваром или молоком, которым кормите. Не солить.

Второй прикорм

После овощей ребенка знакомят с кашами. Тоже начиная с одной крупы, потом можно делать смесь круп. В кофемолке перемелите крупу до порошкового состояния и сварите жидкую кашку, со временем степень помола уменьшайте, а густоту увеличивайте. Первые кашки: гречка (предупреждает анемию), рис (крепит стул), кукурузная. Манную, пшенную, овсяную кашу лучше давать после года. Не увлекайтесь порошковыми магазинными кашами: они только растягивают желудок, не стимулируют его, к тому же, они содержат сахар, а это не желательно. Сейчас уже можно добавить в рацион свежие и печеные фрукты (яблоко, банан).

Третий прикорм

Вводятся кисломолочные (кефир, творог) и мясные продукты. Мясо хорошо отваривается или запекается и перемалывается. Мясо можно добавлять в каши или овощные пюре. Вначале познакомьте малыша с мясом птицы, крольчатиной, потом с говядиной и нежирной свининой. Яичко (желток) лучше давать как можно позже, оно часто вызывает аллергию в раннем возрасте. Также уже можно давать грызть сухарики, бублики, галетное печенье.

Каждый новый продукт следует давать, когда освоен предыдущий. Время привыкания 3 - 7 дней. Первый прикорм начинают с шести месяцев, второй прикорм - в семь и третий прикорм - в восемь месяцев. Каждый продукт начинают давать с чайной ложки, постепенно доводя до полной порции. Проследите, как малыш реагирует на новый продукт: не пучит ли его, нет ли запора, поноса или сыпи. Если все в порядке, значит продукт ему подошел. Если что - то не так, то сделайте перерыв и повторите попытку позже.

Суточная порция для шестимесячного малыша - 160 г. Каждый следующий месяц +10 г. В год порция составляет 200 г. Эту порцию можно разделить, например, половину в 10 утра и половину в 6 вечера. И обязательно дать малышу запить молочком . Оно помогает переварить непривычную еду, снижает риск возникновения аллергии.

Кормить малыша вы, конечно, будете сами, но кроха тоже должен участвовать в процессе, чтобы он был заинтересован в еде. Пусть у малыша будет своя ложка, которой он будет повторять ваши действия. Пусть это пока неловкие движения, но ведь без практики ничему не научишься. Слюнявчик лучше покупать резиновый с кармашком или клеенчатый.

Ну вот, пора приступать. Введение прикорма - это большая ответственность перед ребенком, отнеситесь к этому серьезно. Итак, надеваем новый слюнявчик, вооружаемся двумя ложками и вступаем во взрослую жизнь.

Интересно знать. В Японии дети начинают учиться есть специальными детскими палочками в возрасте примерно от полутора до трех лет. Палочки эти пластиковые, с креплением по типу ножниц, и имеют специальные кольца для пальцев.

Иногда родителей, чтобы заинтересовать детей, просят принести в садик разукрашенные на свой вкус самодельные палочки.

Если возникли какие - то вопросы, задавайте в комментариях. Буду рада ответить.

Прикормом принято называть любые продукты, помимо грудного молока. В рацион малыша на грудном вскармливании их следует вводить с 5–6 месячного возраста и с 4–5 месячного возраста для малышей на искусственном вскармливании. Перед началом введения прикорма обязательно проконсультируйтесь с вашим педиатром. Он точнее определит и сроки введения прикорма, и необходимые продукты.

Главное правило введения прикорма: первая пробная порция любого продукта должна быть с четверть чайной ложки и в течение 7 дней постепенно увеличивается до объема полноценного кормления.

Первый прикорм - ОВОЩИ.

Новую пищу надо давать малышу один раз в день, как правило, вместо третьего кормления - примерно в 14.00. Первыми овощами в жизни ребенка пусть станут цветная капуста или кабачок. Отварите немного этих овощей и сделайте из них при помощи блендера, миксера, обычной толкушки гомогенное пюре или же используйте готовые. Солить не нужно.

Первую порцию - четверть чайной ложки - дайте малышу либо перед кормлением грудью, либо в середине его.

На второй день (через сутки) предложите уже половину чайной ложки. Следите за реакцией организма малыша. Если все в порядке (нет покраснений, шелушений, сыпи на коже или жидкого стула), то на третий день предложите ему уже полную чайную ложку. Таким образом, с постепенным прибавлением, через 7 дней ребенок съедает уже 50–60 мл цветной капусты или кабачка в день.

Со второй недели прикорма вводите в рацион ребенка смесь овощей: в цветную капусту понемногу добавляйте и кабачок, постепенно доведя общий объем овощей, съедаемых ребенком за день, до 100–120 мл.

На третьей неделе, так же постепенно, добавьте еще один овощ, например, морковь. Общий объем съедаемых за день овощей таким образом увеличится до 180 мл, и вы уже полностью замените одно кормление за счет прикорма. Молоко в этот прием пищи давать не следует.

Второй прикорм - КАШИ.

Вводить каши в рацион малыша начните после того, как он привыкнет к овощам. Можете сварить гречневую, кукурузную или рисовую каши или использовать готовые, специально предназначенные для детского питания.

Если вы решите готовить сами, помните, что нужно сначала сварить крупу, а потом протереть готовую кашу в блендере - не наоборот.

Каши лучше готовить на воде с добавлением грудного молока или привычной ребенку молочной смеси. Правило введения каши в рацион то же, что и с овощами: выберите одно кормление (например, второе, примерно в 10.00); в первый день до начала кормления или в середине его предложите ребенку четверть чайной ложки каши, во второй день - половину чайной ложки и так далее. Докармливайте грудным молоком или смесью. За неделю можно довести объем кормления кашей до 180–200 мл, которого достаточно, чтобы полностью отменить молоко в это кормление.

Третий прикорм - ВТОРАЯ КАША.

Если в качестве первой каши вы ввели гречневую, берите затем рисовую, и по такому же правилу постепенно замените ею следующее кормление - вечернее, в 18.00. Таким образом вы замените уже 3 кормления.

К 7 месяцам ребенок, соответственно, получает овощи и две каши на выбор. Дети в этом возрасте не нуждаются в разнообразных продуктах. Конечно, у вашего ребенка обнаружатся свои вкусовые предпочтения, но до года все же лучше не идти у них на поводу, а кормить малыша по правилам. Это позволит предотвратить или свести к минимуму гастрологические проблемы в старшем возрасте.

Добавлять в эти блюда соль и сахар не нужно. В каши стоит добавлять только сливочное масло, но совсем немного - 5 мг, и чуть-чуть оливкового масла - в овощи.

Четвертый прикорм - МЯСО.

Когда у малыша вылезет первый зуб, в его рацион вводится мясо. Его понемногу добавляют в овощи.

На первом году жизни лучше использовать гипоаллергенные нежирные сорта, как то: мясо индейки, кролика, нежирную свинину. Ближе к году можно вводить телятину и курицу. Вначале надо давать мясо через день, потом можно каждый день - это зависит от пищевых пристрастий ребенка.

Пятый прикорм - ТВОРОЖОК.

Начиная с 8 месяцев можно и нужно вводить в рацион ребенка нежирный творожок. Это делается по общему правилу, постепенно объем его потребления доводится 50 г, не более. Малыш может съедать творожок перед утренней кашей.

Шестой прикорм - СОКИ И ФРУКТЫ.

Фрукты в рационе младенца появляются вначале в виде фруктового пюре, затем - свежевыжатых соков. Начинать лучше с яблока. Запеките его в духовке; если оно очень кислое - подсластите фруктозой. Печеное яблоко давайте утром перед кашей или вместо каши, с творожком.

Из фруктов на первом году жизни можно ввести также груши, сливы, бананы (ближе к году).

Соки стоит разбавлять водой и использовать как питье (после еды).

Седьмой прикорм - КЕФИР.

С 9 месяцев малышу перед сном можно давать кефир, доведя объем его потребления до 200 мл. То есть кефиром можно полностью заменить это кормление. Если вы продолжаете кормить малыша грудью и молока у вас достаточно, кефир можно не вводить до года или даже дольше.

После того как малышу исполнился годик, можно разнообразить его стол за счет введения большего количества овощей и фруктов, круп. Давайте ему пробовать все, что принято есть у вас в семье, но очень аккуратно и понемногу. После года обязательно введите цельное яйцо (омлет) - 2 раза в неделю вместо каши.

Очень важно придерживаться жесткого режима кормления ребенка и не позволять ему «перекусы».

Помните, что грудное молоко - это еда, а не успокоительное средство. Давайте грудь только в часы приема пищи после основной еды.

Конечно, по мере введения прикорма у вас становится меньше молока, и вы можете начать постепенно отлучать ребенка от груди. Но в любом случае вы будете кормить так долго, как захотите. Утреннее кормление грудью можно оставить даже на весь второй год жизни малыша.

Здоровым детям с нормальным весом, рекомендуется первый прикорм — овощное пюре. Его нужно давать в удобное для вас время, желательно фиксированное, например, в обед. Пюре готовят с овощей высшего качества с нежной клетчаткой — это кабачки, картофель, морковь, капуста. С шести месяцев можно давать и другие овощи, например, спаржу, шпинат, горошек, тыкву.

Отваривают овощи на пару в небольшом количестве воды, измельчают до однородности, доводят до нужной консистенции овощным отваром, добавляют растительное масло, с расчета 1 ч.л. на 150 г пюре. Можно немножечко посолить или использовать вместо соли сок лимона (1/2 ч.л.).

С 6 месяцев овощное пюре можно давать с желтком (1/4 часть) сваренного вкрутую яйца, а с 7 месяцев — мясо-овощное пюре. Это два самостоятельных блюда, которые нужно чередовать в разные дни. Овощное пюре дают один раз в день, ежедневно, постепенно делая его обеденным блюдом. Если у ребенка анемия, мясо-овощное пюре можно вводить раньше, с 5,5 — 6 месяцев.

Второй прикорм

Вводят молочно-крупяную кашу, хорошо разваренную, протертую и не сильно густую. Все виды круп имеют свою пищевую ценность, они богаты на растительные белки, минералы и витамины группы В (В1, В2, РР), клетчатку, крахмал. В результате этого, нужно учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Например, рис отличается тем, что содержит наибольшее количество крахмала, в гречке больше всего минеральных веществ, витаминов и железа.

Манная и овсяная крупа богата на клейковину (глютен), которая плохо усваивается. У некоторых детей, при частом употреблении манной и овсяной каш, может появиться непереносимость глютена. Поэтому, на второй прикорм лучше сначала давать кашу с гречки или риса. А манку и овсянку немного позже, когда ребенок хорошо привыкнет к двум первым кашам, и давать их чередуя с другими.

Сначала кашу варят с одного вида зерна, а с 8-9 месяцев можно готовить и многозерновые каши. Чтобы каша приготовилась быстрее, крупу можно сначала смолоть на муку и варить с расчета на одну 150 г порцию — 10 г крупяной муки, 30 мл свежого коровьего молока, 50 мл воды, 5 г сахара, 3 — 5 г сливочного масла.

Очень полезны каши с фруктовыми или овощными добавками. Например, можно добавлять в кашу сок или пюре с моркови, тыквы, яблок, бананов и других фруктов. Детям, у которых аллергия на коровье молоко, нужно готовить безмолочные каши, обогащая их фруктами или другими добавками. Дают кашу ежедневно один раз.

Детям с недостаточным весом или нарушением пищеварения, можно сначала на первый прикорм давать кашу, а на второй — овощное пюре.

Третий прикорм

Третий прикорм — это кисломолочная смесь для детского питания — кефир, ацидофильное молоко, бифивит, симбивит и другие виды. Кисломолочные смеси, в основном, выдаются на молочной кухне, готовятся на основе цельного коровьего молока и специальных бактериальных молочнокислых заквасок.

Кисломолочные смеси можно готовить и на основе адаптированных смесей. Их употребление дает двойную пользу — сбалансированное питание и заселение в пищеварительный канал полезной, защитной микрофлоры. Кисломолочную смесь можно давать с сыром или нежирным печеньем, растертым в порошок.

После того, как будут введены все три прикорма, в рационе питания детей еще остаются два полных кормления грудью мамы. В тех случаях, когда грудного молока недостаточно, необходимо докармливать молочной смесью.

Таким образом, на 8-9 месяце дети получают полноценное питание с трех блюд. На 10-11 месяце дети начинают потихоньку жевать пищу, можно готовить фрикадельки с телятины, курицы или кролика. А в 1 год — паровые котлетки с разных нежирных сортов мяса. Пюре с печенки, если рекомендует врач, то можно водить и немного раньше. Один раз в 7-10 дней, рекомендуется давать пюре, тефтели или паровые котлеты с рыбы. Стараться выбирать те сорта рыбы, которые не содержат очень мелких косточек.

Таблица прикорма детей

Продукты 4 месяца 5 месяцев 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 10-12 месяцев
Фруктовый сок, мл 5-20 30 40-50 60-70 80 90 100
Растительное масло, г 1-3 3 3 3 3 6
Фруктовое пюре, г 5 10-20 30-40 50-60 70 80 90-100
Овощное пюре, г 5-150 150 150 170 180 200
Молочно-крупяная каша, г 5-100 150 150 180 200
Сливочное масло 1-4 4 4 4 5 6
Желток, шт 1/5-1/4 1/4-1/2 1/2 1/2 1/2
Сыр, г 10 25-30 30 40 50
Мясное пюре, г 5-30 50 50-60 60
Хлеб, г 5 5 50 50
Кефир, кисломол. , мл 0-50 50-200 200

*Таблица рассчитана для детей, находящихся на природном вскармливании.

При смешанном и искусственном кормлении прикорм рекомендуется начинать на 2 недели раньше, чем при грудном.

«Очень важно распознавать различия между детьми в их готовности по своему развитию к введению прикорма, а значит и признавать индивидуальные схемы в темпах введения различных продуктов для прикорма»

Эту цитату из методических рекомендаций ВОЗ я привела намеренно в самом начале, для того, чтобы в очередной раз заострить ваше внимание, что нет никаких четких норм ввода прикорма в граммах и миллилитрах, также как и в продуктах. Ни одна таблица не может охватить особенности каждого ребёнка. В связи с этим мамам важно помнить главное: схема прикорма - это одно, а реальность процесса иное. Схема прикорма, это ваш ориентир, призванный направить, но не загнать в рамки.

Статья будет построена следующим образом.
* сначала я в общем распишу оставшиеся 3 этапа ввода прикорма (2 - 3 - 4) для грудных детей первого года жизни. Если вы пропустили первый этап, читайте тут ;
* далее рассмотрю основные причины проблем ЖКТ при вводе прикорма (понос, запор, боли в эпигастрии, аллергия) и как их избежать.

Второй этап ввода прикорма: развитие навыков

Первый этап ввода прикорма позади. Кажется, можно расслабиться: ребёнок освоился и скорее всего уже уверенно взял ложку. Однако не спешите, впереди самое главное: становление правильного пищевого поведения через разнообразие вкусов.
Ко второму этапу ребенок уже достиг следующих показателей развития (если вы начали прикорм в районе 6 месяцев и позже).

  • способность сидеть без поддержки;
  • способность перекладывать предметы из руки в руку;
  • способность «жевать» пищу кусочками.

На втором этапе вводятся мясо и фрукты. Напомню, на первом этапе мы уже ввели на завтрак безмолочные каши без глютена и овощи на обед. На втором этапе мы будем экспериментировать со вкусами, добавляя к ним новые (мясо, фрукты).

Мясо и фрукты также следует начинать с наиболее гипоаллергенных. Мясо: индейка, кролик, позже телятина (не! говядина); фрукты: сезонные яблоки и груши, чернослив. Остальные фрукты, например, цитрусовые, персики, ягоды лучше перенести ближе к году в виду большого количества сахара, повышенной кислотности и аллергичности.
Грудное молоко по-прежнему остается основной пищей и питьем, вероятно уже с меньшей интенсивностью. Параллельно предлагается вода (чистая питьевая некипяченая), после освоения воды можно предлагать компот из сухофруктов (яблоко, груша). Особенно хорошо компот при склонности к запорам.
В этот же период можно пробовать кашу с глютеном (овсянка, пшеница) по-прежнему без молока и сахара. С десертами также лучше повременить, можно давать кусочек белого хлеба.

К концу второго периода плавно появляется ужин. Считается, что лучше не отодвигать ужин позднее 18:00, так как отличная от молока более грубая пища активно запускает перистальтику, а ночью маме и ребенку нужно высыпаться. Конечно, это не является запретом, только именно маме придется потом решать проблемы более позднего ужина.

Третий этап: развитие более точных навыков и появление зубов

На этом этапе у ребёнка развиты следующие способности:

  • брать пищу маленькими кусочками,
  • переправлять кусочки пищи в рот и жевать.

На этом этапе важно предлагать еду, которую можно брать и есть пальцами.
Также сама пища становится более густой по консистенции.
Все жидкости даются в чашке, из которой ребенок пьет самостоятельно. Не стоит поить ребёнка, можно показать, помочь взять чашку и не более.

☕️ Лайф-хак: на первом этапе чашка должна иметь форму пиалы - невысокая, широкая, донышко значительно уже верха, т.к. дети до 1,5 лет не имеют навыка запрокидывать голову назад, поэтому не могут выпить всё из большой высокой кружки.

На этом этапе некоторые мамы по необходимости или желанию завершить грудное вскармливание начинают форсировать процесс и заменять кормления прикормом. Действительно, это прямой путь к сокращению лактации и сведению её на нет.
Однако с этого периода прикорм уже нельзя будет называть естественным. Более правильно будет говорить о прикорме по требованию взрослого или педиатрическом прикорме.

«Кормление грудью по требованию должно продолжаться,
чтобы обеспечивать постоянное поступление энергии с грудным
молоком.»

Потребность в грудном молоке начнет уменьшаться по мере роста ребенка. И это решает именно ребенок. Кто-то быстро освоится с новой пищей, кому то потребуется все 12 месяцев.

На 3 этапе ввода прикорма разрешается использование небольшого количество коровьего молока, появляются молочные каши. Вводить в рацион молоко не рекомендуется до 12 месяцев, в исключительных случаях, когда нет альтернативы раньше, но не ранее 9 месяцев.

Также в этот период можно начинать вводить: желток яйца, немного детского творога (не путайте со взрослым или домашним в них слишком большое содержание белка и выше кислотность, плюс детский имеет более подходящую текстуру для малыша), немного сыра, бобовые, немного кефира (с 9 мес.). Также не забывайте давать пищу большими кусками, которую ребенок будет брать пальцами: кусочки яблока, моркови, поджаренный хлеб, сушка. От сладкого по-прежнему следует воздержаться.

На этом этапе у грудничка будет уже 3 основных приема пищи и два перекуса. Однако если к концу 3 этапа по каким-то причинам ребёнок уже не кормится грудью, то 5 полноценных приемов пищи.

Однако следует помнить, что резкое увеличение объемов «взрослой» пищи способен без проблем принять далеко не каждый грудничковый ЖКТ. Отсюда важно обязательно наблюдать за реакцией и контролировать процесс совместно с вашим педиатром, раз по-другому никак.

Четвёртый этап: самостоятельное кормление

На этом этапе ребенок получает уже достаточно навыков и информации о вкусах, что может питаться условно самостоятельно. Конечно же под присмотром ухаживающего взрослого.
На данном этапе пища приобретает рубленый или размятый вид, обязательно включаются на каждый прием пищи продукты, которые берутся руками:

«..маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, тоста, сыра и мягкого мяса, чтобы приучать ребенка есть самостоятельно».

Режим питания: 5 разовый. Три основных приема пищи и два легких.

«К возрасту примерно 1 года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд». (Цитата ВОЗ).

Хотя данный этап и носит название самостоятельного, следует помнить, что оставлять ребёнка без присмотра за столом ещё очень рано. Поэтому мы и говорим об условной самостоятельности. Ребёнок по-прежнему нуждается в поддержке и одобрении, ему может потребоваться помощь взрослого и в конце концов это ещё не очень безопасно. Ребёнок может разыграться, отвлечься и поперхнуться,в этом случае помощь может потребоваться незамедлительно. Также следует помнить, что детям на трапезу необходимо больше времени, это нужно иметь в виду. Пища должна приниматься в комфортной обстановке без спешки. ☝️ Это важный психологический момент.

Проблемы ЖКТ на этапе ввода прикорма

Почему возникает понос, запор, аллергия на этапе ввода прикорма?
Есть несколько причин.
Как правило, в большинстве случаев это взрослые ошибки в тактике прикорма. Поэтому прежде чем лечить следствие этих ошибок, сначала необходимо проанализировать, как устроен сам процесс для ребёнка, соответствует ли он его физическому и психологическому развитию.
Ниже несколько основных причин и пути их решения.

  1. Не готов ЖКТ : вы вводите прикорм слишком рано по возрасту (например с 4 месяцев по рекомендации педиатра).
    4 - 5 месяцев - это совершенно не обязательный возраст для прикорма, в организме не созрели достаточное количество энзимов для переваривания новой пищи. Не каждый ребёнок готов и к 6 месяцам. Реакция ЖКТ на попытки ввести прикорм этому яркое подтверждение. Просто отодвиньте на более поздний срок.
  2. Слишком много
    Вы пытаетесь впихнуть в ребёнка сильно много, чтобы соответствовать норме педиатрических таблиц.
    Не форсируйте события, до года прикорм носит ознакомительный характер. Об этом очень много уже написано в 1 части тут
  3. Вы даете слишком много разного
    Вы слишком увлеклись и забыли о правиле постепенности. .
  4. Аллергия на , яичный белок и БКМ (проявляется воспалением кишечника и болями, нет обычных симптомов пищевой аллергии).
    Вариант один: наблюдать за реакцией и исключать глютен и / или молочные продукты и яйца
  5. Нарушен питьевой режим
    С вводом прикорма предлагаем воду.
    Вода - необходима для всех энергопро­цессов и самого процесса пищеварения в частности (циркуляция крови, очищение, работа мозга).
  6. Не соблюден режим покоя
    Необходимо принимать пищу в покое, т.к. пищеварение происходит корректно в спокойном состоянии (пока симпат­ическая нервная система находится в возбуждении, этого невозможно добиться). Пищеварение относится к функции парасимпати­ческой нервной систе­мы (происходит без участия человека) она опозит симпатической системы. Поэтому пока одна в возбуждении (например в стрессе) - вторая неактивна. Из этого следует, что принимать пищу на бегу нельзя. Это чревато сбоями в работе пищеварительной системы: расстройст­ва и как следствие заболевания ЖКТ.
    Плюс в стрессовых ситуациях гормон адреналин временно прекращает работу ЖКТ, направляя кровь от неё к мышцам.
  7. Лишний воздух в ЖКТ
    Дыхание во время приема пищи должно быть спокойным, чтобы не попадало слишком много воздуха. Поэтому бурно разговаривать во время приема пищи, вести активно беседу, спорить не рекоменд­уется. Кислород из воздуха необходим для процесса распределения энергии, полученной с пищей, в то время как сам процесс пищеварения требует спокойного дыхания.
    Пищеварительная система готовит топливо для всего организма. Поэтому необходимо сразу с первых дней формировать правильное пищевое поведение, направленное на заботу и уход. Чтобы приготовить качественное топливо необходимо соблюдать условия производства, по аналогии с топливом для автомобиля. Можно ездить и на плохом, но недолго и постоянно придётся чинить расходники. Так и с организмом, только тут поменять деталь гораздо сложнее чем на авто и цена его равна здоровью, а в конечном итоге долголетию. Необходимо организовать режим питания, качество продуктов, исключать фаст-фуд и «сорную» пищу. Объяснить ребенку в более позднем возрасте значимость регулярного опорожнения, мягко обучить ребенка этому процессу.

Всё это требует терпения и такта. И в то же время правильно организованный процесс прикорма позволит избежать многих проблем с ЖКТ и сохранить здоровье вашего малыша.

Любите детей - кормите грудью долго

Примерно в возрасте 6-8 месяцев исключительно грудное вскармливание у большинства детей уже не может обеспечить полностью потребности растущего организма. У ребенка появляются эмоции и интерес к различным пищевым продуктам. Он уже может проглотить комочки пищи. Ребенок занимает достаточно устойчивое вертикальное положение. Пищеварительная система ребенка созревает до такой степени, что может воспринимать не только грудное молоко, но и более плотные пищевые продукты. В этот период лактация у мамы приобретает устойчивый характер. Образование и выделение грудного молока «подстраиваются» к любым потребностям ребенка. Поэтому психологические факторы уже в меньшей степени влияют на лактацию, а введение дополнительной пищи не сказывается отрицательно на объеме грудного молока.

Что же такое прикорм?

Прикорм – это любая более плотная, чем грудное молоко пища, которая дополняет рацион растущего ребенка после 6 месяцев жизни. Нужно обратить внимание, что твердая пища значимо дополняет грудное молоко во втором полугодии жизни, но не является основой рациона ребенка. Основной она становится примерно после года, когда грудное молоко является приятной добавкой и возможностью дольше сохранить психо-эмоциональный контакт мамы и ребенка.

Для чего нужно вводить прикорм ребенку?

Первая цель – твердая пища нужна ребенку для дополнительного поступления энергии, витаминов, микроэлементов и других веществ. В твердой пище их содержится большее количество в единице объема, чем в грудном молоке. Так, например, в 100 мл грудного молока содержится около 67 ккал, в 100 граммах каши не менее 280 ккал и в 100 граммах мяса 120-200 ккал. Вторая цель – ребенку необходимо постепенно перейти от жидкой пищи к обычному домашнему рациону. Сразу он этого сделать не может. Именно в этот переходный период и требуется введение пищевых продуктов, адаптированных для возраста по консистенции и составу. Таким образом, вводя прикорм, мама постепенно переводит ребенка на обычную домашнюю пищу и дополняет рацион ребенка энергией, питательными веществами, микроэлементами и витаминами. Поэтому прикорм должен быть всегда более плотным по консистенции и/или более калорийным, чем грудное молоко. Понимая цели введения прикормов, мама уже сама решает какие продукты вводить, ориентируясь на национальные, семейные традиции, рекомендации врачей и финансовые возможности. Решая две эти «глобальные» цели, мама одновременно плотной пищей стимулирует у ребенка выработку ферментов, развивает вкус, ощущения, способствует социализации ребенка и т. п.

Чтобы безопасно перевести ребенка на «взрослую пищу» необходимо придерживаться достаточно простых правил введения прикормов. Это связано с тем, что дети грудного возраста особенно уязвимы во время переходного периода.

ВОЗ рекомендует введение дополнительной к грудному молоку пищи после 6 месяцев. Однако не следует откладывать введение прикормов на возраст более чем 8-9 месяцев, поскольку в возрасте 9-10 месяцев и старше иногда бывает сложно это сделать. При этом вполне возможно появление нарушений пищевых стереотипов, когда, например, ребенок может питаться и после 1-2 лет только жидкой пищей. Так же к этому возрасту могут развиться различные дефицитные состояния (недостаток витаминов, железа и т.д.). Поэтому наиболее оптимальным сроком введения прикормов нужно считать возраст 6-8 месяцев. В редких случаях прикорм может вводиться в период с 5 до 6 месяцев жизни. Но эти ситуации индивидуальны и должны определяться врачом для конкретного ребенка. Для детей, получающих адаптированные искусственные смеси, сроки и принципы введения прикормов такие же, как и для детей на грудном вскармливании.

Какие продукты необходимо давать ребенку, а от каких стоит воздержаться?

В целом нужно выделять всего три основных прикорма – каши, овощи и мясо . Некоторые авторы выделяют еще обучающий прикорм, который предлагают вводить до введения основных прикормов. Этот прикорм состоит из фруктов. Целью его является определить в течение 3 недель готовность ребенка к твердой пище. Однако, учитывая вероятность непереносимости именно фруктов у грудного ребенка в 20-60% случаев и отсутствие сколько-нибудь значимого пищевого значения, оптимально сразу начинать вводить основные прикормы.

Так же предлагается в качестве основного прикорма вводить кефир. Однако кефир не является твердой пищей, и его калорийность ниже, чем у грудного молока. Поэтому кефир для ребенка старше 8 месяцев скорее следует рассматривать в качестве дополнительного питания, которое предлагается ему для разнообразия. Необходимо помнить, что никаких преимуществ для ребенка перед кефиром не имеют Наринэ, Биолакт, простокваша и другие неадаптированные кисломолочные продукты.

Цельное коровье или козье молоко не рекомендуется вводить ранее 12-18 месяцев жизни. Это связано избыточной белковой нагрузкой, риском аллергических реакций, потерей железа через кишечник и т.п.

В качестве прикормов нет смысла использовать жидкие и полужидкие продукты. Использование 5-10% каш, которые были не так давно распространены, является нецелесообразным, поскольку они не выполняют одну из важнейших целей данного периода – приучение и перевод ребенка на твердую пищу. При разбавлении каши количество энергии в единице объема также уменьшается.

Нет необходимости вводить в питание грудного ребенка мясные и рыбные бульоны , как отдельный вид прикормов. Они представляют собой вытяжку из продуктов и обладают высокими аллергизирующими свойствами и раздражающим действием на желудочно-кишечный тракт младенца. Кроме того, калорийность бульонов близка к нулю.

Соки и фрукты . В настоящее время введение соков и фруктов в рацион ребенка ранее 6-8 месяцев считается ненужным. Это связано с отрицательным влиянием их на желудочно-кишечный тракт ребенка, особенно в возрасте ранее 4 месяцев. Также раннее ведение соков способствует появлению у ребенка аллергических реакций, колик, жидкого стула, снижению прибавок в массе тела и т.д. Кроме того, консистенция соков жидкая и калорийность их составляет 30-50 ккал на 100 мл (в грудном молоке 67 ккал на 100 мл). При введении значимого объема соков младенцу на фоне риска появления различных нарушений есть вероятность вытеснения грудного молока и снижения в целом поступления суточной энергии. А вводить соки в объеме нескольких капель или миллилитров просто бессмысленно, так как никакой пищевой ценности они уже не будут представлять. Поэтому соки и фрукты следует добавлять в один из уже введенных прикормов в качестве вкусовой добавки. Также можно их предложить ребенку после того, как он получит основную пищу (кашу, овощи, мясо). Если младенец отказывается от соков или фруктов, то безболезненно можно временно исключить их из рациона.

Каши и овощи . Первым прикормом у ребенка с возраста 6 месяцев может быть каша или овощи. Традиционно принято, что в качестве первого прикорма каши используются у детей с низкими прибавками в массе тела, а овощи при склонности ребенка к запорам. Также немаловажными являются вкусовые качества. Некоторые дети после того, как попробуют более приятные на вкус каши, могут отказываться от овощей. Поэтому к в вопросу «что вводить первым?» необходимо подходить индивидуально. Если первой вводят кашу, то вторым прикормом будут овощи . И наоборот.

Первыми из каш необходимо вводить в питание ребенка безглютеновые (рисовая, гречневая и кукурузная), чтобы не формировалась непереносимость этого белка. Следует исключить манную кашу, как постоянный продукт питания грудного ребенка. Это объясняется низкой пищевой ценностью и высоким содержанием глютена в манной крупе. Манная каша может использоваться ближе к году для разнообразия. Другие глютенсодержащие каши могут быть в рационе ребенка с 8 месяцев.

Овощной прикорм представляет собой пюре из доступных продуктов: кабачков, картофеля, капусты, тыквы, моркови. Наиболее «нейтральным» можно считать кабачок. Обладая невысокой калорийностью, сравнимой с фруктами, кабачок лучше переносится детьми. Капусту можно использовать различных сортов – белокочанная, кольраби, цветная. В картофеле высокое содержание крахмала, который у некоторых детей способствует газообразованию. «Цветные овощи» вводятся во вторую очередь.

Не следует в каши и овощи добавлять цельное коровье или козье молоко. Вместо этого можно добавлять сцеженное грудное молоко или адаптированные смеси для улучшения вкуса, но не для разведения этих блюд.

Мясо . Мясной прикорм является третьим. Этот продукт является важным для младенца, так как является источником железа. В качестве мясного прикорма используется нежирные сорта. Наиболее безопасными для начала введения является мясо кролика, индейки, телятины, свинины. Если у ребенка нет склонности к аллергическим реакциям, то первым может быть введен любой сорт мяса. Не следует первыми вводить куриное мясо и рыбу. Рыба – необходимый продукт в рационе ребенка. Однако в связи с высокой аллергенностью блюда из рыбы должны вводиться ближе к году.

Другие продукты, используемые у детей первого года жизни.

Желток . Не имеет значимой пищевой ценности для младенцев, при этом обладает высокими аллергизирующими свойствами. Поэтому желток можно вводить ближе к году или вообще не давать младенцу.

Творог . Представляет собой концентрат белка коровьего молока. Наряду с высокой белковой нагрузкой творог является потенциально аллергенным продуктом. Поэтому наряду с другими неадаптированными молочными продуктами вводить его можно ближе к 12 месяцам.

Печенье, сушки и т.п . Эти продукты являются дополнением к основным прикормам. Они не должны преобладать в рационе ребенка

Компот, чай, отвары из трав . Обладая практически нулевой калорийностью, они могут за счет объема вытеснять основную твердую пищу. Это приведет к недостаточному поступлению энергии и питательных веществ ребенку. Кроме того, у детей первого года жизни не должны вообще использоваться чаи и отвары из трав, поскольку они значимо снижают всасывание железа из кишечника.

Вода . Ребенок на исключительно грудном вскармливании не нуждается в допаивании водой. После начала введения твердой пищи (прикормов) необходимо предлагать ребенку в качестве питья чистую питьевую воду без каких-либо добавок.

Как давать прикормы?

Консистенция всех прикормов должна быть пюреобразной. После введения одного или двух прикормов вполне допустимо введение в питание фруктов и соков. Их необходимо давать ребенку между основными кормлениями или добавлять в прикормы для улучшения вкусовых качеств.

Необходимо соблюдать постепенность и последовательность введения каждого прикорма. Первый прикорм начинают вводить по 0,5-1 чайной ложке с выходом на полный объем в 120-150 г (максимально 200 г) на одно кормление в течение 10-14 дней. При этом следует использовать только один продукт (например, только гречневую крупу). После этого при хорошей переносимости необходимо постепенно вводить другие продукты этого прикорма (после гречневой крупы вводить рисову или кукурузную). Новые продукты могут давать в смеси с уже введенными или отдельно. Второй прикорм можно начинать вводить не ранее, чем через 3-4 недели после первого. При этом необходимо также постепенное наращивание объема до 120-150 г (максимум 200 г) и последовательное введение продуктов этого прикорма (после кабачков, например, капуста, картофель и т.д). Третьим прикормом традиционно является мясной. Особенность введения мяса заключается в том, что его, как правило, добавляют в каши или овощи. Обычно объем мяса составляет 50-70 г в сутки. После введения 50-70 г одного сорта мяса можно вводить и другие сорта. Мясо необходимо давать младенцу ежедневно.

После введения трех основных прикормов необходимо формировать режим питания ребенка, который принят в семье. В возрасте около 8 месяцев ребенок должен получать густую пищу не менее 3 раз в день.

Многие авторы считают, что давать продукты прикорма ребенку следует после кормления грудью. Обосновывают это тем, что введение прикорма до кормления грудью может привести к снижению лактации. С другой стороны не каждый ребенок после грудного молока согласится на овощное пюре или кашу. Кроме того, во второй половине года значительно ниже риск гипогалактии. Поэтому в этом вопросе следует подходить индивидуально.

В настоящее время достаточно широко используется так называемое баночное или коробочное питание для грудных детей, которое обладает тем преимуществом, что изготовлено из качественных и экологически чистых продуктов. В то же время на Российском рынке еще встречаются различные промышленные прикормы, в состав которых входят морально устаревшие продукты детского питания. Кроме того, на некоторых упаковках встречаются рекомендации о введении этих прикормов с 2-3 месяцев. Поэтому необходимо дифференцировано и внимательно подходить к употреблению промышленных прикормов и в некоторых ситуация считать более предпочтительным применения обычных продуктов.

При введении какого-либо нового продукта требуется оценить переносимость его ребенком. Для этого чаще всего достаточно контролировать самочувствие ребенка, его стул и аллергические реакции. При появлении диспепсического стула, срыгиваний, высыпаний на коже или явного беспокойства ребенка вводимый продукт отменяется. Повторные попытки введения прикорма необходимо отложить на 1-2 недели, в течение которых возможно кормление ребенка только грудным молоком.

Использование в питании грудного ребенка соли является нецелесообразным. Это является пищевым стереотипом взрослого человека, который нельзя применять к грудному ребенку.

Во втором полугодии темпы нарастания массы тела у ребенка снижаются и в среднем составляют 400-450 г в месяц или около 15 г в сутки. Таким образом: - во втором полугодии жизни ребенок продолжает получать грудное молоко/адаптированную смесь. Мать должна поддерживать лактацию и продолжить вскармливание грудью до 1,5-2 лет и дольше - начиная с 6-8 месяцев в питание, водятся последовательно три прикорма с соблюдением основных принципов диетологии - дополнительно в питании после 6 месяцев возможно введение соков и фруктов с целью разнообразия и улучшения вкусовых качеств, но не в качестве прикорма - введение неадаптированных кисломолочных продуктов следует начинать не ранее 8 месяцев жизни, а цельного коровьего молока не ранее 12 месяцев - при введении новых продуктов в питании требуется контроль за самочувствием ребенка.

Вот схема введения основных продуктов прикорма

Яков Яковлев,заведующий педиатрическим отделением

ГДКБ №4 города Новокузнецка