Запоминание - это что такое? Психология. Как работают основные механизмы памяти Как мозг запоминает

Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления] Зиганов Марат Александрович

Как происходит запоминание

Как происходит запоминание

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Но как, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу? На этот вопрос мнемотехника дает исчерпывающий ответ.

Возможности зрительной памяти намного больше, чем вы привыкли думать. И процесс фиксации зрительных образов в памяти достаточно хорошо поддается контролю. Чтобы понять, почему мнемонисты запоминают информацию с помощью зрительных представлений, давайте рассмотрим простую аналогию. Вы знаете, что компьютер внутри своего процессора оперирует только нулями и единичками. Чтобы компьютер понимал команды, их необходимо закодировать соответствующим образом. Для этого существуют специальные устройства, осуществляющие обратное кодирование с языка компьютера на язык букв и слов.

Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Научившись общаться со своим собственным мозгом, вы не только научитесь запоминать, но и увидите его работу изнутри. Для вас станут очевидными многие явления, которые до сих пор остаются загадкой для психологии.

Чтобы наладить контакт с мозгом и пробить тропинку к своей памяти, вам придется немного потренироваться. Простое ознакомление с мнемотехникой не даст результата. Мозг упорно сопротивляется любым «нововведениям». Но русская пословица гласит: «терпение и труд все перетрут».

Из книги Наедине с памятью автора Корсаков Игорь Анатольевич

Запоминание лиц и имён В жизни каждого из нас бывают неприятные ситуации, связанные с трудностями узнавания человека, припоминания его имени или обстоятельств, при которых вы с ним познакомились. В принципе, это понятно: имя человека, если это не «Соколиный глаз» или

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Повтор и запоминание Активное слушание помогает проникнуть в истинный смысл, заключенный в словах. Повтор сообщения служит ключом для его запоминания. Выяснение смысла побуждает вас к действию, которое вы ждете. Исследование показало, что если людям излагается какая-то

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§30. Запоминание Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным.При непреднамеренном запоминании мы не ставим себе специальной цели запомнить и не производим для этого никаких усилий. Запоминание происходит независимо от нашего намерения, как бы «само собой».

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

44. ЗАПОМИНАНИЕ Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или

автора

2.3 Память и запоминание Понятие "Память" отличается от понятия "Запоминание".Памятью называется один из психических процессов головного мозга. Психология выделяет пять психических процессов: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Воображением называется

Из книги Учебник мнемотехники автора Козаренко Владимир Алексеевич

6.7 Запоминание в алфавитном порядке В простейшем случае запоминание в порядке букв алфавита осуществляется также, как и запоминание под порядковыми номерами. Однако букв в алфавите мало и можно запомнить последовательно всего 30 единиц информации.Практическая схема

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Фоновое запоминание На своих занятиях я предлагаю в качестве одного из способов запоминания бессвязной, а также текстовой информации фоновое запоминание.Информация закрепляется намного прочнее, если закреплять ее на конкретном, хорошо знакомом фоне. Например, взяв

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Запоминание Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Многое запечатлевается у нас непреднамеренно. И первоначально запоминание

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Фоновое запоминание На своих занятиях я предлагаю в качестве одного из способов запоминания бессвязной, а также текстовой информации фоновое запоминание.Информация

автора

40. Запоминание Ф.И.О. Фамилии преобразуются в образы методом наводящих ассоциаций, т.е. каким-либо из четырех приемов кодирования или их комбинациями (приемы символизации, привязки к знакомой информации, кодирования по созвучию и составление слова по слогам). Образы,

Из книги Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления] автора Зиганов Марат Александрович

49. Запоминание адресов Полный адрес включает в себя название улицы, номер дома, корпус и номер квартиры. Так как при запоминании числовых сведений вы используете образные коды, следовательно, эти образы нельзя связывать в ассоциацию. Поэтому числа, входящие в адрес, как и

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

ЗАПОМИНАНИЕ СВЕДЕНИЙ О СЕБЕ Когда надо начинать учить ребенка, чтобы он запомнил свою фамилию, адрес и номер телефона? Лучше всего - когда он станет интересоваться песенками и стишками. И те и другие превращают обучение в игру, что упрощает процесс запоминания. Вот

Из книги Осознанное сновидение автора Лаберж Стивен

Запоминание снов Для того чтобы видеть осознанные сны и помнить их после пробуждения, вы должны уметь запоминать сновидения. Чем чаще вы сможете вспоминать сны, чем ярче и детальнее будут ваши воспоминания, тем выше вероятность того, что некоторые из таких сновидений

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Запоминание Перед тем как идти на совещание, Кейт часто переживает стресс. Как ей хотелось бы обладать способностью легко и быстро вспоминать необходимую информацию по мере надобности. Особенно трудно запоминаются цифры и факты, потому что у них нет связи с тем, что ты

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Но как, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу? На этот вопрос мнемотехника дает исчерпывающий ответ.

Возможности зрительной памяти намного больше, чем вы привыкли думать. И процесс фиксации зрительных образов в памяти достаточно хорошо поддается контролю. Чтобы понять, почему мнемонисты запоминают информацию с помощью зрительных представлений, давайте рассмотрим простую аналогию. Вы знаете, что компьютер внутри своего процессора оперирует только нулями и единичками. Чтобы компьютер понимал команды, их необходимо закодировать соответствующим образом. Для этого существуют специальные устройства, осуществляющие обратное кодирование с языка компьютера на язык букв и слов.

Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Научившись общаться со своим собственным мозгом, вы не только научитесь запоминать, но и увидите его работу изнутри. Для вас станут очевидными многие явления, которые до сих пор остаются загадкой для психологии.

Чтобы наладить контакт с мозгом и пробить тропинку к своей памяти, вам придется немного потренироваться. Простое ознакомление с мнемотехникой не даст результата. Мозг упорно сопротивляется любым «нововведениям». Но русская пословица гласит: «терпение и труд все перетрут».

Особенности системы «Виртуальная мнемотехника»

В литературе описаны десятки систем мнемотехники, все разнообразие которых сводится к двум основным видам - классическая мнемотехника, берущая начало с книги «Ad Herennium» (86-82 гг. до н.э.), и педагогическая мнемотехника, сформулированная Петром Рамусом (конец XVI века, Англия). Классическая мнемотехника всегда основывалась на механизмах визуального (образного) мышления, тогда как педагогическая мнемотехника отказалась от операций с образами и сконцентрировала свое внимание на речевом мышлении. Типичные приемы педагогической мнемотехники - это разбивка запоминаемого материала на очень маленькие части, интенсивное повторение этих частей (зубрежка), составление фраз по буквам, полученным из запоминаемых числовых сведений; поиск закономерностей в запоминаемой информации, ее классификация и систематизация, составление структурных схем. Хорошо известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» относится к педагогической мнемотехнике.

Какая мнемотехника лучше - судить читателю. На наш взгляд, имеет право на существование любая система запоминания, помогающая облегчить процесс обучения.

Система «Виртуальная мнемотехника» относится к классической мнемонике и основывается на визуальном мышлении. Ее отличительные особенности следующие:

  • система имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование (в курсе не рассматривается);
  • приемы запоминания унифицированы. Разными комбинациями ограниченного набора приемов запоминается практически любая информация;
  • широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
  • любые сведения при запоминании собираются в блоки, которые можно в дальнейшем систематизировать;
  • введено много новых способов запоминания;
  • практически используются закономерности работы памяти, ранее не описанные в психологической литературе;
  • введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания;
  • для запоминания иностранных слов применяются фонетические образные коды;

введен способ контроля рефлекторного уровня запоминания.

ЗАНЯТИЕ 1

Сознательное (произвольное) запоминание с применением методов мнемотехники основывается на механизмах визуального мышления.

3 6 398 0

Суть памяти человека состоит в восприятии им информации, ее сохранении и воспроизведении при необходимости прошлого опыта.

Память выступает связующим звеном между прошлым человека, его настоящим и будущим. Фактически без нее человек не мог бы познавать мир, а, соответственно, и обучаться и развиваться. Все, что он воспринимает органами чувств (зрением, слухом, осязанием, нюхом, вкусовыми рецепторами), и есть его память.

Как же получается, что мы не запоминаем всей информации? Процессы мозга действуют так, чтобы сохранять лишь то, что нам важно. Далее мы рассмотрим подробно, как это происходит.

Механизм запоминания

Существуют два основных типа памяти: кратковременная и долговременная.

Кратковременная

Удерживает небольшой объем информации после короткого восприятия и быстрого воспроизведения.

Хранится информация от 5 секунд до 1 минуты.

Благодаря данному типу памяти сразу отбрасывается не нужная и не полезная информация, что защищает мозг человека от перегрузок. Считается, что емкость у каждого сугубо индивидуален.

Долговременная

Удерживает огромный объем информации, которая поступает после фиксации на ней внимания от 1 минуты и больше. Способствует этому, например, частое повторение.

Механизм запоминания

Это переход от кратковременной памяти к долговременной. То есть, после прохождения информации через кратковременную, остается только та, которая потенциально нужна и полезна, и она сохраняется в мозге.

Процессы

Память – сложный процесс, который предполагает участие множества систем организма. Она имеет несколько отдельных этапов, которые регулируют работу мозга.

    Запоминание

    Фиксация внимания на определенной, воспринимаемой информации и последующем ее сохранении. Считается, что мы хорошо запоминаем то, что нам интересно либо жизненно важно.

    Хранение

    Процесс, при котором воспринятая информация в первоначальном или в переработанном виде остается в головном мозге на длительное время и может использоваться им в любой момент.

    Воспроизведение

    Воссоздание человеческой памятью образа из ранее воспринятой и сохраненной информации.

    Узнавание

    Восприятие какого-либо объекта либо информации, представление о котором уже было сформировано ранее.

    Забывание

    Процесс противоположен хранению. При нем ранее воспринятая и сохраненная информация не может быть использована.

Основные законы памяти

Закон

Характеристика

Забывания Человек быстрее всего забывает заученный материал в первые часы и медленнее в последующие часы и дни.
Незавершенности Лучше всего запоминается информация, связанная с его незавершенными делами, чем та, что касается завершенных дел.
Осмысления Глубокое осмысление материала способствует лучшему его запоминанию.
Интереса Чем выше интерес к информации, тем легче она запоминается.
Установки Конкретная и четкая задача способствует лучшему усвоению материала.
Края Человек лучше запоминает ту информацию, что следует в начале и в конце текста, и хуже ту, которая в середине.
Контекста Лучше запоминается информация, связанная с какими-либо другими яркими впечатлениями.
Объема знаний Больше знаний и навыков в определенной области, сфере деятельности, помогают лучше запоминать новый материал.
Оптимальной длины запоминаемого ряда Превышение длины ряда информации перед объемом кратковременной памяти запоминается хуже.
Торможения Чтобы лучше усвоить информацию, необходимо делать паузы, так как в дальнейшем запоминание затормаживает сохранение того, что было усвоено ранее.
Повторения Чем больше и чаще человек повторяет определенную информацию, тем лучше он ее запоминает.

Свойства

Основными свойствами памяти человека являются:

  • Объем или емкость;
  • скорость протекания запоминания;
  • длительность хранения;
  • точность воспроизведения;
  • скорость воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти у людей

Память каждого отдельно взятого человека следует рассматривать с учетом особенностей и свойств, присущих отдельно взятой личности.

Различия функционирования может проявляться в скорости запоминания, точности и объеме запоминаемого материала, точности и легкости воспроизведения. Доминирующий вид памяти (зрительной, слуховой, двигательной), определяет, в каком виде материал будет лучше воспринят человеком.

Важно отметить, что развиваются те виды памяти, которые человек чаще всего использует.

Также на память влияют интересы и склонности человека, физическое и эмоциональное состояние, прилагаемые им волевые усилия, отношение к виду деятельности.

Связь с другими психическими процессами

Память связана с такими процессами человеческого организма как внимание, ощущения, мышление, речь, воображение, интеллект и эмоции:

  1. Внимание позволяет отбирать осознанно информацию для запоминания.
  2. Запоминается поступающая через ощущения информация.
  3. Запоминание связано со степенью развитости процессов мышления.
  4. Речь извлекает информацию из памяти, а сохраненная информация представлена образами слов.
  5. Воображение базируется на уже существующих в сознании образов, которые можно изменить процессом мышления.
  6. Интеллект зависит от памяти, так как является совокупностью мыслительных программ.
  7. Лучше запоминается та информация, которая вызывает наиболее сильные и яркие эмоции.

Что приводит к нарушению процессов

Нарушения памяти – это состояния, когда человек не может полноценно воспринимать и использовать информацию. Может быть множество причин: от эмоционального перенапряжения и до заболеваний или поражений головного мозга. Каждый отдельный случай нарушения памяти сугубо индивидуален и рассматривается отдельно, учитывая все причинно-следственные факторы. Одними из самых распространенных могут быть:

  • Стрессы, переутомления;
  • нездоровый и малоподвижный образ жизни;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • разные черепно-мозговые травмы;
  • опухоли в головном мозге;
  • болезнь Альцгеймера;
  • психические заболевания;
  • врожденная умственная отсталость.

При обнаружении малейших нарушений нужно сразу обращаться к квалифицированным специалистам. Многие серьезные заболевания на начальных стадиях выглядят безобидно. Но как раз в этот момент назначенная специалистом терапия будет наиболее эффективна. Самолечение в данном случае категорически противопоказано.

Заключение

Заключение

Память играет необходимую роль для полноценной жизни каждого человека. Нарушения лучше предупредить, чем лечить. Поэтому следует заниматься тренировкой памяти в любом возрасте.

Лучшей профилактикой проблем является активный образ жизни. Полезны обыкновенные прогулки на свежем воздухе, не тяжелый труд, легкая гимнастика.

При регулярном выполнении таких мероприятий улучшается кровоснабжение головного мозга, кроме того, укрепляется физическое тело и улучшается самочувствие. Такая активная деятельность сопровождается восприятием и переработкой большого объема информации и тренирует концентрацию внимания и запоминания.

Нет 0

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Какая часть мозга отвечает за память и что влияет на этот процесс, важно знать всем. Каждый день мы получаем массу информации, часть из которой запоминается. Почему одни воспоминания остаются в памяти, а другие нет, какой механизм действия памяти?

Памятью называют способность к запоминанию, накоплению и извлечению полученных сведений. Сколько может запомнить человек, зависит от его внимания.

Память формируется несколькими участками головного мозга: корой мозга, мозжечком, лимбической системой. Но в большей степени на нее влияют височные доли мозга. Процесс запоминания происходит в гиппокампе. Если повреждена височная область с одной стороны, то память становится хуже, но при нарушениях в обеих височных долях процесс запоминания полностью прекращается.

Функционирование памяти зависит от состояния нейронов и нейромедиаторов, обеспечивающих связь между нервными клетками. Они концентрируются в области гиппокампа. К нейромедиаторам относят и ацетилхолин. Если этих веществ не хватает, то память значительно ухудшается.

Уровень ацетилхолина зависит от количества энергии, производимой в процессе окисления жиров и глюкозы. Нейромедиаторы концентрируются в органе в меньших количествах, если человек переживает стресс или страдает от депрессивных состояний.

Механизм запоминания

Мозг человека работает, как компьютер. Чтобы сохранить текущую информацию он использует оперативную память, а для длительного хранения не обойтись без жесткого диска. В зависимости от того насколько долго часть мозга отвечающая за память хранит информацию, выделяют:

  • непосредственную память;
  • кратковременную;
  • долговременную.

Интересно, что в зависимости от вида, память хранится в разных участках мозга. Кратковременные воспоминания концентрируются в , а долговременные – в гиппокампе.

Способность к запоминанию считается важной частью интеллекта. Поэтому от ее развития зависит и объем информации, которой владеет человек.

Работа памяти состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения. Когда люди получают информацию, она поступает от одной нервной клетки к другой. Эти процессы происходят в области коры головного мозга. Данные нервные импульсы приводят к созданию нейронных связей. По этим путям в дальнейшем человек извлекает, то есть, вспоминает полученные сведения.

На то, как успешно и надолго запомнится информация, влияет то, с каким вниманием человек относится к объекту. Если это ему интересно, то он сильнее концентрируется на интересующем его предмете и процесс запоминания происходит на высоком уровне.

Вниманием и концентрацией называют такую функцию психики, которая позволяет сфокусировать все мысли на определенном объекте.

Не менее важным, чем запоминание, является забывание информации. Благодаря этому нервная система разгружается и освобождается место для новых сведений, начинают образовываться новые нейронные связи.

Какое полушарие отвечает за память, точно сказать нельзя, так как оба эти участка играют важную роль в процессе обработки и запоминания информации.

Объем памяти

Согласно недавним результатам исследований, ученым удалось выяснить, что объем памяти человеческого мозга составляет около миллиона гигабайт.

Если способности к запоминанию хорошо развиты, то творческим личностям это может доставлять много проблем.

В составе головного мозга около сотни миллиардов нервных клеток, между каждой из которых существуют тысячи нейронных связей. Информация передается в синапсе. Так называют точку, в которой контактируют нейроны. Во время взаимодействия двух нейронов, происходит формирование прочных синапсов. На ветвящихся отростках нервных клеток есть дендриты, которые увеличиваются в размерах во время получения новой информации. Эти отростки позволяют контактировать с другими клетками, во время увеличения он может воспринимать большее количество сигналов, поступающих в мозг.

Некоторые ученые сравнивают дендриты с битами компьютерного кода, но вместо цифр применяют описательные характеристики их размеров.

Но раньше не знали и том, каких размеров способны достигать эти отростки. Ограничивались только определением маленьких, средних и больших дендритов.

Ученые из Калифорнии столкнулись с интересной особенностью, которая заставила их пересмотреть известную информацию о размерах отростков. Это произошло во время изучения гиппокампа крысы. Это отдел мозга отвечающий за память по отношению к зрительным образам.

Исследователи заметили, что один, из отростков нервной клетки, отвечающий за передачу сигналов способен взаимодействовать с двумя дендритами, принимающими информацию.

Ученые выдвинули предположение о способности дендритов принимать одинаковую информацию, если она происходит от одного аксона. Поэтому размер и прочность их должны быть идентичными.

Было произведено измерение объектов, отвечающих за формирование синаптических связей. В ходе исследования удалось выяснить, что разница между дендритами, получающими информацию от одного аксона составляет около восьми процентов. Всего удалось выявить 26 возможных размеров отростков.

Основываясь на результатах исследований, была выдвинута гипотеза о способности человеческой памяти сохранять квадриллион байт информации. Чтобы сравнить мозг с компьютером достаточно знать, что размер средней оперативной памяти устройства не больше восьми гигабайт. Тогда как мозг может сохранить миллион гигабайт.

Каждый человек знает, что полностью использовать весь объем памяти нельзя. Многие хоть раз забывали о днях рождениях друзей и родственников, испытывали трудности с изучением стихотворений или запоминанием параграфов по истории. Это явление считается нормальным. Но, если человек помнит абсолютно все, то это считается феноменом. Миру известны лишь единицы людей, которые помнили большую часть полученных сведений.